Концерт окончен… А дальше? Творческому проекту «Территория открытий» исполнился год

Вместо протокольного отчета активисты организации инвалидов Правобережного района провели в Магнитогорской картинной галерее гала-концерт, в котором приняли участие профессиональные и самодеятельные артисты. 

«Меморандум» инициаторов
Эта долговременная акция направлена на интеграцию людей с ограниченными возможностями в «обычную» жизнь нашего города. Разосланные на итоговый концерт приглашения по интонации похожи на меморандум: «Воспитывать в обществе адекватное отношение к инвалидам нужно не рафинадными роликами по федеральным каналам с видами эстетичных инвалидов, а интегрированными мероприятиями, – говорится в тексте. – На этой Территории встречаются разные, равные и свободные в своих проявлениях люди. Здесь каждый может себя проявить, и при этом на него не будут таращиться или избегать его за нестандартную внешность. Так должно выглядеть наше общество!»
В течение года ежемесячно на разных площадках общество инвалидов Правобережного района проводило творческие вечера, участники которых радовали друг друга игрой на музыкальных инструментах, пением, театрализованными выступлениями, поделками, а главное – общением. Каждый на «Территории открытий» научился чему-то новому: начал петь, декламировать стихи, писать картины. Что и было успешно продемонстрировано в формате гала-концерта, состоявшегося в Магнитогорской картинной галерее накануне Всемирного дня инвалидов. Каждый выступавший был отмечен за активное участие в проекте и маленькое, но очень важное личное открытие. Но вот дипломы и подарки вручены, стихли аплодисменты, концерт окончен. И что дальше?

С облаков на землю
Слово «интеграция» сегодня в контексте решения проблем людей с ограниченными возможностями лишь на бумаге выглядит весомо и обнадеживающе. Хотя в Магнитогорске проводится немало мероприятий для инвалидов, запущены специальные программы.
– В нашем районе сегодня насчитывается около 35 тысяч магнитогорцев, получающих пенсии по инвалидности, – говорит заместитель директора МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Правобережного района» Светлана Вегерина. – Этот контингент мы обслуживаем в строгом соответствии с существующими стандартами и тарифами. Это целый перечень услуг, среди которых бесплатные консультации для людей с ограниченными возможностями, помощь на дому, школа реабилитации и ухода за инвалидами, предоставление информации центра занятости о вакантных рабочих местах, медтехника напрокат и многое другое. Сиюминутный положительный эффект в этой деятельности, разумеется, недостижим. Это кропотливая, ежедневная работа, ориентированная на беспрерывный процесс, а не на разовые акции или оперативное внедрение каких бы то ни было специальных программ. Только постоянная забота об инвалидах позволит со временем осуществить постепенное и успешное интегрирование их в «обычный социум».
Остаётся только ждать?
Однако далеко не все складывается так благополучно, как хотелось бы. Будь иначе, летом уходящего года не состоялась бы демонстрация инвалидов, очень похожая на жест отчаяния. «В ногах правды нет?» – под таким заголовком в «МР» был опубликован материал, рассказывавший об этом инциденте.
– Много народу мы приглашать не стали, чтобы не создавать скученности, но и этого количества людей достаточно, чтобы проиллюстрировать наши проблемы, – говорил тогда один из организаторов акции, председатель общества инвалидов Правобережного района Алексей Рогалин. – В этом году исполняется десять лет с того момента, как мы начали борьбу за доступную среду, наклеили первый стикер: «О нас не думают». За это время в Магнитогорске кое-что изменилось, появились пандусы, на тротуарах – съезды. Но вы сейчас видите, что лишь единицы из всего этого действительно подходят для инвалидов. Почти все, что сделано, не соответствует стандартам, и мы не можем этим пользоваться.
И это не единственная проблема для «необычных» людей, которых пытаются интегрировать в «обычную» среду. Не случайно активисты Магнитогорской общественной палаты второго созыва в план предстоящей работы включили вопрос о социальной поддержке программ адаптации людей с ограниченными возможностями к окружающей городской среде. И дело здесь не только в неблагоприятной инфраструктуре. Представитель ОП Валентин Поварич, к примеру, заострил внимание на проблеме трудоустройства горожан с ослабленным зрением. Согласившись с ним, коллеги из корпуса общественников резонно подметили, что в такой же ситуации вынуждены пребывать и слабослышащие люди. Многие из них пытаются найти работу в городе, но это очень сложно. Бывает так, что молодые специалисты с профильным образованием вынуждены мыть полы, поскольку работодатели не хотят брать инвалидов на «нормальную работу». А если и берут, то предлагают унизительную зарплату.
 От инновации до профанации
Хуже некуда, когда в решение проблемы вмешиваются люди некомпетентные. Их абсолютно не тревожит то, что проект забуксовал, чиновники требуют: вынь да положь, отчитайся – а наверх сами доложим и чего надо припишем. Именно так «инновация» переходит в русло «профанации». Этим обстоятельством чрезвычайно удручены профессиональные врачи и педагоги.
– Инклюзивное образование… Что это? – задает вопрос челябинский логопед-дефектолог Анна Схемова и сама же отвечает: – Совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Но не только. Главный принцип инклюзивного образования – «не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка». Одним словом, утопия. Прекрасная идея, несущая разочарование всем участникам образовательного процесса.
По мнению Анны Схемовой, проблема в том, что затруднен сам процесс включения ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, приведшими к инвалидности, в программу обучения массовой школы, затруднена сама возможность организации образовательного процесса и аттестации.
– В нашей стране создана великолепная система коррекционной педагогики, – подчеркивает Схемова, – есть сеть учебных заведений, в которых дети-инвалиды получают образование, адекватное их возможностям, навыки самостоятельной жизни в обществе, а главное – профессию.
 
Разработаны уникальные методики обучения, специальные программы и оборудование для школ, обучающих слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и так далее.
А под речи о защите прав детей-инвалидов, убеждена Анна Схемова, начинает разрушаться уникальная система коррекционной педагогики. Идея инклюзивного образования имеет экономическую подоплеку. Коррекционная педагогика с ее вузами, с учителями-дефектологами, с особыми программами, оборудованием, малой наполняемостью классов и групп – дорогое удовольствие.
Инклюзивное образование выглядит гораздо более дешевым решением проблемы. Вывод: необходима инклюзия не образовательная, а социальная, то есть включение инвалидов в социальные процессы и отношения путем установления тесных связей между коррекционными и общеобразовательными школами.
Информация к размышлению
В конце уходящего года эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) провели всероссийский мониторинг «За доступную среду!». Рейд осуществлен силами региональных активистов ОНФ и Всероссийской организации инвалидов в 79 субъектах РФ, было проверено около 2,5 тысячи объектов, треть из которых должна была быть адаптирована для нужд инвалидов по программам «Доступная среда» к 2015 году. 83 процента проверенных объектов оказались полностью или частично недоступны для инвалидов. Лидерами по доступности социальных объектов стали Хабаровский край (40 процентов объектов полностью доступны), Магаданская (37,5 процента) и Свердловская (35 процентов) области. Самые низкие показатели доступности демонстрируют Псковская (3,3 процента), Тамбовская области (3,6 процента) и Карачаево-Черкесская республика (6,3 процента). Из всех объектов только 17 процентов отвечают установленным стандартам и нормативам. Еще 40 процентов объектов отнесены к категории частично доступных. Эти объекты «адаптированы» на бумаге, а физически воспользоваться ими инвалиды не могут. В результате опроса 11 тысяч человек с инвалидностью выяснилось, что чаще всего они сталкиваются с барьерами окружающей среды при посещении больницы и поликлиники – так ответили 54,5 процента инвалидов, 47,6 процента пожаловались на неудобный городской общественный транспорт, тяжело передвигаться по тротуарам и пешеходным переходам 46,6 процента опрошенных. Барьеры при посещении аптек и супермаркетов возникают у 37,4 процента маломобильных граждан.
Exit mobile version