Реклама – двигатель ремонта. Собственники многоквартирных домов могут зарабатывать на фасадах

Как часто вы задумывались о том, сколько рекламных растяжек и баннеров расположено на вашем доме, спрашивали ли вы себя, кто получает деньги за установленные конструкции?
Инна Григорьевна над этими и сопутствующими вопросами задумывалась не раз, даже в домоуправлении переспрашивала. Правда, ответ ее не удовлетворял, представители управляющей компании разводили руками, давая понять, что и сами задаются теми же вопросами.
Раскрыть все секреты наружной рекламы помогли юристы, в крупнейшей юридической консультации в Сети дали аргументированный ответ, который собственники МКД – многоквартирного дома – могут воспринимать как руководство к действию.
Моё, твоё, наше
Собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции дома, – эта установка следует из части первой статьи 36 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, размещение рекламы на фасаде многоквартирного дома допускается только с согласия собственников помещений (право установлено статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»). Размещение рекламы обязательно оформляется договором, который со стороны жильцов заключает лицо, уполномоченное на это общим собранием собственников помещений. Именно к компетенции данного органа управления МКД относится решение вопроса о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ).
А вот само предписание о необходимости заключения договора с собственниками содержится в письме Федеральной антимонопольной службы РФ от 15.03.2010 №АК/6745. Несоблюдение условий установки рекламных конструкций означает незаконность размещения рекламы, а отсутствие платы за размещение является неосновательным обогащением лица, разместившего рекламную конструкцию (ст. 1102, 1107 Гражданского кодекса РФ). Эти денежные средства могут быть взысканы в судебном порядке как неосновательное обогащение и использоваться на нужды дома.
Также в указанном письме ФАС РФ устанавливает различия между рекламой и вывеской, на размещение последней не нужно согласие собственников и не предусмотрено взимание платы, поскольку наличие вывески в месте нахождения организации, в том числе магазина, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», является обязательным условием. Кроме того, данная обязанность вытекает из прав владельца организации по использованию помещений МКД.
За всё нужно платить
Размещение рекламы на фасаде или иных частях дома без согласования с жильцами свидетельствует, скорее всего, о том, что доход от нее получает недобросовестная управляющая компания или ЖЭК, которые используют полученные средства не на нужды дома, а по своему усмотрению. Заявление о незаконной установке рекламных конструкций граждане вправе подать в государственную жилищную инспекцию и прокуратуру. Инспекция компетентна провести проверку и выдать предписание управляющей компании демонтировать рекламные конструкции, а прокуратура – привлечь к ответственности рекламодателя и лиц, осуществлявших установку конструкции (постановление Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 №58), по факту нарушения ст. 14.37 КоАП РФ.
Иск о взыскании неосновательного обогащения подается в арбитражный суд. Основанием для удовлетворения такого требования является отсутствие решения собственников помещений в МКД на передачу фасада или иной части дома для размещения рекламной конструкции (регламентируется постановлением тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 по делу №А56-53397/2008).
Как средства получить
Если собственники решают сдать площадь фасада или крыши рекламному агенту, на общем собрании под протокол об этом принимается решение. Там же определяют лицо из состава жильцов, которое впоследствии будет уполномочено заключать договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Желательно утвердить проект договора, которым будут определены условия передачи имущества, размер платы, назначение расходования полученных средств от использования общего имущества. Помимо отчетов о доходной части следует составить протокол о намерениях, где будет указано, как собственники намерены тратить полученные доходы. Деньги можно внести в «общий котел» фонда капитального ремонта, а можно отремонтировать общее имущество дома либо помочь с переделкой нуждающемуся соседу.
Exit mobile version