Сибирь. Монамур. Известный режиссер и сценарист посетил Магнитогорск

В минувшую пятницу Магнитогорск отметил День российского кино встречей с известным режиссером и сценаристом. Вячеслав РОСС привез в наш город свой фильм «Сибирь. Монамур», получивший 70 наград международных кинофестивалей, а после сеанса пообщался со зрителями, пишет сайт “МР-инфо”.

Рафаэль САЙФУМУЛЮКОВ, директор кинотеатра «Джаз Синема», при котором действует киноклуб P.S. и где проходила встреча, рассказал, что дружба связывает его с Вячеславом очень давно. Познакомились они благодаря режиссеру Сергею ПУСКЕПАЛИСУ, работавшему тогда в Магнитогорске и сыгравшему роль в «Сибирь. Монамур». Рафаэлю всегда хотелось пригласить Славу Росса в Магнитогорск, и, наконец, эта мечта сбылась.

Руководитель киноклуба Татьяна ТАЯНОВА, напомнила, что фильм был одним из первых  в P.S., когда клуб начал свою работу в ноябре 2011 года. Символично, что 10 лет спустя зрители могут вновь вернуться к этой картине и пообщаться с ее создателем. Слава Росс с улыбкой отметил, что и сам уже 8 лет не видел «Сибирь. Монамур» и с удовольствием посмотрел его вновь вместе с магнитогорцами, уже с учетом накопленного за эти годы собственного киноопыта.

Сибирь из Парижа

От идеи до воплощения этого фильма прошло более 10 лет, рассказывает режиссер. Идея появилась, когда еще он был студентом-первокурсником ВГИКа, которому на занятиях по кинодраматургии педагог дал задание придумать этюд с видениями персонажа. И появилась короткая история: внук живет с дедом в брошенной деревне. В какой-то момент мальчик проваливается в заброшенный колодец, и пока старик его ищет, ребенку представляется возвращение его давно пропавшего отца.

Потом была первая картина Росса «Мясо», с которой начинающий режиссер поехал по миру и сразу же обрел известность. На одном из фестивалей к нему подошел директор Каннской программы и предложил поучаствовать со своим проектом в программе «Резиданс», которая дает возможность молодым режиссерам 4,5 месяца работать в Париже. Буквально за месяц Вячеслав написал развернутый синопсис будущей картины. Среди более 120 проектов со всего мира именно его «Сибирь» получила одобрение, и он поехал во Францию писать сценарий. Однако парижская атмосфера не помешала увидеть внутри себя Сибирь, какая она есть.

– Все эти избы и бревна уже были в моей жизни, – говорит режиссер. –Мне было в то время 30 с лишним лет, и я всю эту жизнь, которую вы видите в картине, прожил. Я родился в Сибири,в маленьком городке Бердске в 40 км от Новосибирска. И все эти бревна я с собой «привез» туда в Париж, мне не важно было, где писать, просто там были условия, ничем не надо было заниматься, кроме этого.

В первоначальном варианте картина называлась «Сибирь, любовь моя», но режиссера не отпускало ощущение «советскости», «кондовости» этого названия, и вот однажды во время перелета из Новосибирска в Москву пришло новое название.

Европейские названия, принесенные казаками – участниками войны 1812 года на родину, не понаслышке знают и уральцы: на карте Челябинской области есть Берлин, Париж, Лейпциг, Варна, так почему бы в глухой Сибири не появиться населенному пункту с названием Монамур? Все это сложилось в голове и стало знаковым названием фильма.

Деревня Монамур, которую мы увидели на экране, придумана художником-постановщиком фильма и специально построена для него на реке Мана Красноярского края, в ста километрах от ближайшего жилья. Стоимость проекта была достаточно велика для авторского кино, но результат превзошел все ожидания.

– Когда я смонтировал картину, и наши французские партнеры показали ее Люку Бессону, через день мне позвонили: тебя Люк ждет, прилетай в Париж, и я, окрыленный, прилетел, – вспоминает Вячеслав. – Это была первая русская картина, дистрибьютором которой выступил Люк Бессон и его самая крупная в Европе прокатная компания, и ее премьера состоялась во Франции.

Фильм сразу обрел славу, на протяжении двух лет после выхода картины Вячеслав ездил с ним по всему миру, начиная от Европы и Японии, заканчивая Эквадором и Австралией, бывал на различных фестивалях, и практически на каждом он получал высокую отметку жюри. Но в тот момент, когда снималась картина, предчувствия славы не было, была лишь одна задача: доснять, несмотря на отсутствие денег, неоплаченные счета, «наезды» бандитов и массовый запой среди съемочной группы.

Как признает сам режиссер, сложности, которые пришлось преодолеть при съемках, не только оказали большое влияние на него самого – эта энергия чувствуется и в кадре, дает смотрящему толчок к переосмыслению материала.

Милосердие выше справедливости

Некоторые зрители отмечают, что это достаточно тяжелый фильм, и не каждый бы отважился пересмотреть его второй раз, однако Татьяна Таянова другого мнения: необходимо досмотреть кино до конца, чтобы понять, что это – один из самых позитивных фильмов о России, так как он оставляет после себя веру в русского человека.

– Я бы не назвал картину такой оптимистичной, – спорит с ней режиссер. –Для меня она скорее реалистичная. Я только когда ее снял, понял, что я снял, о чем эта картина. А это очень просто: милосердие выше справедливости, потому что если всем нам дать по делам нашим, то давно уже всех можно закапыватьпросто. Но Бог милостив, и он дает нам больше, чем мы заслуживаем – он дает нам прощение. Далай Лама сказал, что нет никаких религий, есть лишь одна религия – милосердие. В книге «Жизнь с Евангелием» священник говорит прямым текстом: «Где есть справедливость, там нет милосердия». И в «Сибирь. Монамур» это, если не свет Бога, который в людях, но его отблеск.

В одном из своих интервью режиссер сказал, что ему очень дорог ребенок, живущий в каждом из нас. Тема отцовства и сыновства красной нитью проходит сквозь творчество Вячеслава Росса, и это неспроста: очень рано ушел из жизни его отец, и навсегда осталось ощущение, что они так и не поговорили, так и не узнали друг друга. И, возможно, фильмы – один из способов досказать недосказанное. В одном из фильмов, кстати, сыграл роль сын режиссера

Говорили и о современном кино, в том числе – о Никите МИХАЛКОВЕ, ранним творчеством которого вдохновлен режиссер, и который снимался в первом, еще ученическом фильме Вячеслава Росса, взяв в плату за работу только полюбившиеся ботинки своего персонажа из реквизита. И о режиссере Владимире ХОТИНЕНКО, у которого Росс учился во ВГИК, и с которым он перекликается религиозной тематикой своих картин, но, в отличие от которого, ставит перед собой задачу показать в первую очередь человеческую историю.

История кино насчитывает уже более века, и, казалось бы, все истории уже показаны, есть ли будущее у кинематографа – был последний из заданных вопросов.

– Мой мастер Хотиненко, когда мы, будучи студентами, приносили ему свои сценарии короткометражек, всегда спрашивал: чем будешь удивлять?– вспоминает Слава Росс.–Да, это одна из составляющих хорошего кино, когда зрителю открываетсячто-то, чего он не знает, когда зритель чему-то удивляется. Что касается тем – темы вечные. Сегодняшний кинематограф, безусловно, очень сильно изменился, и чем дальше, тем эти изменения станут более явными. Сегодняшнее кино – это развлечение, аттракцион, кино серьезное уходит с экранов, прокатчики его не ставят, потому что это не выгодно. Зритель привык к развлечениям, он не приходит в кино работать головой, он приходит отдыхать. И, наверное, серьезное, авторское кино практически уйдет. Останутся немногочисленные киноклубы, специальные кинотеатры, возможно часть картин уйдет на платформы – это сейчас уже происходит.

Редкость сейчас и такие встречи, и хорошо, что благодаря киноклубу P.S. и его руководителю Татьяне Таяновой у магнитогорцев есть возможность приобщиться к настоящему творчеству.

Exit mobile version