В чем Нева убедила строителей Петербурга, кого смыла волна революции, и где показывают новинки самолетостроения, рассказывает «МР-инфо».
Непонятная Нева
В ночь на 31 августа 1703 года произошло первое в истории Петербурга наводнение. Вышедшая из повиновения стихия разметала строительные материалы, приготовленные для возведения Петропавловской крепости, причинив немалые убытки. Ночью вода поднялась на 250 см выше ординара, затопила расположение войск, смыла часть заготовленного леса и стройматериалов.
Испытав на себе непокорный нрав Невы, жители и строители Петербурга еще больше утвердились во мнении, что этот новомодный нерусский город с непроизносимым названием “Санкт-Питер-Бурх” построен на гиблом месте. Выходцы из центральной России, едва поселившиеся на суровых невских берегах, не могли себе представить, что наводнения возможны осенью. На реках центральной России паводки происходят весной, в момент таяния снегов. Впрочем, природа петербургских наводнения оставалась непонятной вплоть до 30-х годов XIX века. Реконструированный Обводный канал должен был, среди прочих задач, служить защите города от наводнений. Разумеется, из этой затеи ничего не вышло… Наводнением в Санкт-Петербурге принято считать (официально) подъем воды свыше 160 см по ординару (нулевая отметка уровня воды Финского залива). За 300 лет было зарегистрировано 294 наводнения. Крупные наводнения (свыше 3,5 метров) случаются два раза в столетие. Наука утверждает, что не исключены здесь наводнения и свыше 5 метров, хотя до сих пор – бог миловал – такой “рекорд” установлен не был.
С интеллигентами не по пути
31 августа 1922 года в «Правде» была напечатана информация о высылке из России группы представителей русской интеллигенции. Публикация называлась «Первое предостережение».
Предостережение было адресовано не принявшим Октябрьскую революцию, не согласным с политикой партии, инакомыслящим. В коротком газетном пассаже «Правда» ставила к позорному столбу фактически всю русскую интеллигенцию. Врагами объявлялись врачи, философы, учителя, писатели, инженеры. Уже тогда, в 1922-м, началась отработка столь широко вошедшей в нашу последующую жизнь демагогической ссылки на «одобрение трудящихся».
«Принятые советской властью меры предосторожности, — писала «Правда» по поводу высылки, — будут, несомненно, с горячим сочувствием встречены со стороны русских рабочих и крестьян, которые с нетерпением ждут, когда наконец эти идеологические врангелевцы и колчаковцы будут выброшены с территории РСФСР».
В те дни 1922 года из России были высланы 160 деятелей культуры, названные “особо активными контрреволюционными элементами”. Среди элементов были Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Питирим Сорокин и другие.
Крылатые премьеры
Первый Международный авиационно-космический салон МАКС-1993 прошел с 31 августа по 5 сентября 1993 года одновременно на трех площадках: на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, в выставочном центре “Красная Пресня” и центральном аэродроме (город Москва).
В работе МАКС-1993 приняли участие 260 предприятий, в том числе 82 иностранные фирмы из 17 стран мира. На салоне было показано 173 летательных аппарата, число посетителей выставки возросло до 400 тысяч человек. 1993 год стал важной вехой в развитии авиационно-космической выставочной деятельности в России. В соответствии с указанием президента России единым местом проведения международных авиационно-космических салонов была определена территория ЛИИ им. М.М. Громова в городе Жуковском Московской области. Выставки в дальнейшем стали регулярно проводиться по нечетным годам. МАКС-2021 стал местом проведения премьерных показов мирового масштаба. Ажиотажный интерес вызвал новейший лёгкий тактический самолёт Checkmate. Впервые широкой общественности был представлен среднемагистральный лайнер МС-21-310, оснащённый отечественными двигателями ПД-14. Премьерой МАКС стал региональный турбовинтовой самолёт Ил-114-300. Ещё одна новинка – лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал».