Сердце билось в ритме свинга. Магнитогорца называли «лучшим барабанщиком Сибири»

«Патриархом искусства игры на ударных» слыл наш земляк джазмен Борис Подлипьян, которого в музыкальных кругах уважительно величали «Боб Иванычем».
Посмотрите, сколько неподдельной доброты и мудрой иронии в его глазах. Наверное, именно так взирает на нас Бог с небес. А он и был в своем искусстве Богом. И «Бобом», удивительнейшим из людей. Джазовые музыканты Кемерова, проводив четыре месяца назад любимого Боб Иваныча в последний путь, ощутили себя сиротами. Ушел Отец, патриарх сибирского и российского джаза…
Архив воскрешает память
Возможно, мы не узнали бы о судьбе магнитогорца Бориса Подлипьяна, если бы не архивная рубрика «Магнитогорского рабочего», в которой была упомянута публикация его мамы Надежды Подлипьян в «МР» от 17 октября 1967 года. В письме читательница с гордостью рассказывала, как ее сын Борис, не имея специальной подготовки, сначала стал студентом Магнитогорского музыкального училища, а потом поступил в Ленинградскую консерваторию.
В ноябре нынешнего года, спустя чуть ли не полвека, в редакцию написала младшая дочь Бориса Ивановича – жительница Кемерова Анастасия Чалова. Она случайно встретила в Интернете материал архивной рубрики с упоминанием имени отца и просила выслать копию газеты. Оказывается, вышел материал как раз накануне концерта памяти Бориса Подлипьяна, который состоялся 14 ноября в Кемерове. Архивная публикация «Магнитогорского рабочего» наряду с рукописями, фотографиями, музыкальными зарисовками и картинами талантливого музыканта и педагога приняла участие в выставке, располагавшейся в фойе кемеровского Дворца молодежи, где проходил концерт памяти.
«В концерте приняли участие коллективы SUNRISE, «Рукава Полные Чудес», «Коллаж», «Нашествие эмбрионов», «Трио Р. Алексеевнина», Pavel Fedotov project, «Музыкальный экспресс». Джазовые стандарты, которые так любил Подлипьян, прозвучали от барабанщиков разных поколений в специальном выступлении «Банды друзей-музыкантов». За время концерта было рассказано много историй о жизни и творчестве Бориса Ивановича, а музыка была столь разнообразна, что вечер получился очень интересным и душевным. Примечательно, что открывался концерт записью выступления самого Бориса Ивановича в этом же зале Дворца молодежи. Как говорят музыканты, они чувствовали некое одобрение и незримое участие «Боба» в происходящем», – сообщает отчет группы Дворца молодежи «Вконтакте».
Накануне концерта памяти в эфире радио «Кузбасс FM» состоялась передача, в которой ученик Подлипьяна музыкант Сергей Сафронов и дочь Бориса Ивановича Анастасия рассказывали о его жизни. Спустя полвека и «Магнитогорский рабочий» продолжает рассказ о судьбе нашего земляка.
Ударник музтруда
В Ленинградской консерватории Борис Подлипьян учился на отделении ударных – единственном в ту пору в нашей стране, где изучали 36 видов ударных инструментов. Из консерватории его отчислили за незнание истории КПСС, что, впрочем, не сказалось на его исполнительском мастерстве. Вскоре знакомые музыканты пригласили Бориса Ивановича преподавать в Кемеровском институте культуры. Так он и осел в Кемерове, где у него появилась семья, родились три дочери. Подлипьян не уехал даже тогда, когда сам Анатолий Кролл в 1980-х приглашал его вернуться в Ленинград.
С именем этого знаменитого музыканта связана звездная страница жизни Бориса Подлипьяна. Однажды во время сибирских гастролей оркестра под управлением Анатолия Кролла случился форс-мажор: барабанщик надолго «сошел с дистанции» из-за аппендицита и перитонита. Никто из местных музыкантов стать заменой не соглашался: времени на вхождение в коллектив и в концертную программу не было, уже вечером должен был состояться концерт в Красноярске. Организаторы гастролей из «Росконцерта» разыскали Подлипьяна на работе. Он согласился заменить заболевшего барабанщика и выдержал это испытание с честью, за несколько месяцев объездив с известным коллективом многие города Сибири и завершив тур концертами в Москве и Ленинграде. Этот факт биографии Бориса Ивановича лишний раз подтверждает: джаз был у него в крови, а его сердце билось в ритме свинга. Нужно ли упоминать, что ни одно джазовое мероприятие в Кемерове не проходило без участия Подлипьяна?
За свою жизнь Борис Иванович обучил искусству игры немало прекрасных музыкантов, и не только барабанщиков. Но ударные были его стихией. Боб преображался, когда брал в руки палочки, его мощные соло-импровизации повторить не удалось никому. Он знал и делился с учениками такими секретами мастерства, которым больше никто не смог бы их научить.
Боб очень любил музыкантов, но принципиально не имел дела с теми, кто мешал музыку с коммерцией. Он любил людей вообще – даже врагов и завистников, к которым относился с добрым юмором. Он испытывал кайф от того, что в его квартире с утра до ночи толпился народ. У Боба никогда не было мобильного телефона, потому что прийти к нему можно было в любое время, не спросив разрешения.
Exit mobile version