Почему сотрудники зоосада не съели животных, когда ввели всеобуч, и кто решил не поворачивать реки вспять, рассказывает «МР-инфо».
«Почувствовать себя людьми…»
13 августа 1865 года в Петербурге был открыт Зоологический сад предпринимателя Юлиуса Гебгардта. Уже в следующем году здесь насчитывалось 124 вида зверей и птиц: львы, верблюды, слон, фламинго и другие. Позже Ленинградский зоопарк стал лучшим в стране. Здесь обитали практически все животные мира. Зоосад имел в своей коллекции около 500 видов животных. В 1940 году он отметил 75-летний юбилей. А сразу после начала войны первым же и единственным поездом, оборудованным для перевозки животных, с берегов Невы в Казань были эвакуированы 80 самых ценных зверей. В их числе были черный носорог, несколько тигров, черные пантеры, белые медведи и даже американский тапир. Сразу после транспортировки животных в Казань поезд собирался вернуться в Ленинград за новой партией. Но не успели – началась блокада. Выставка “Зоосад в блокадном Ленинграде” до сих пор привлекает иностранцев. Европейцы и тогда мучились вопросом, и по сей день недоумевают: зачем же было прикладывать столько усилий для спасения животных? Тем более в городе, где сухая корочка черного хлеба была на вес золота. Голодающие люди, которые сами едва держались на ногах, отдавали последние силы, чтобы прокормить животных. Описывая события тех лет, сотрудники зоосада подчеркивают, это нужно было, чтобы почувствовать “себя людьми”. В те страшные годы маленький “островок дикой природы” напоминал измученным горожанам о мирной, спокойной жизни. И естественно, даже в самые голодные годы ни у кого и мысли не возникало убить зверей, чтобы их… съесть.
Завещание вождя
90 лет назад, 14 августа 1930 года, было опубликовано постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном образовании». «Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения», — говорилось в постановлении. В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашёл поддержки на государственном уровне. Установление Советской власти вновь выдвинуло проблему на повестку дня, и в октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. В 1919 году на VIII съезде РКП (б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обеих полов до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста. В 1923 году началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве.
Реки вспять
14 августа 1986 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, по которому прекращались все работы по переброске части стока северных и сибирских рек в Среднюю Азию. Идея переброски стала активно разрабатываться еще при Хрущеве – советский человек обречен был стать активным преобразователем природы, и наряду с освоением целины и строительством ГЭС избыточные водные ресурсы надлежало повернуть на юг, превратив вековые пустыни в цветущие оазисы. Практическую подготовку к переброске начали при Брежневе – затея щедро финансировалась, ибо была безупречна с точки зрения “дружбы народов”. Великий русский народ был обязан протянуть канал помощи изнывающим от безводья среднеазиатским братьям. И проект наверняка попытались бы реализовать, не начнись перестройка. Экологи и примкнувший к ним писатель Сергей Залыгин воспользовались ветром перемен и решительно выступили против переброски. Михаил Горбачев счел разумным присоединиться к защитникам окружающей среды.