Пропагандист, агитатор, организатор. «Магнитогорский комсомолец» играл важную роль в годы строительства города и комбината

В 1930-е годы первостроителям Магнитки предстояло не только воздвигнуть металлургический гигант, но и преодолеть суровый климат, болезни, отсутствие самых простых бытовых удобств.
Вся страна внимательно следила за стройкой, о которой рассказывал тогда ряд молодежных газет. Тему Магнитостроя освещали «Комсомольская правда» на Магнитострое», уральская газета «На смену», редактором которой был Семен Нариньяни. Однажды эта газета сообщила о новом составе бюро Магнитогорского райкома комсомола и о намерении создать в городе издание для молодежи.
Так 1 октября 1930 года появилась газета «Магнитогорский комсомолец». Ее редактором был Евгений Колышев. Он принимал активное участие в работе литкружка «Буксир», образованного при газете в том же году благодаря поэту Василию Макарову. В группу входили молодые писатели и поэты, прославляющие рабочий класс, – Борис Ручьев, Михаил Люгарин, Александр Ворошилов и другие.
Газета соответствовала духу времени. В ее заголовках слышны идейная целеустремленность, гражданский пафос, прославление нового, коммунистического отношения к труду: «Вперед большевистскими темпами!», «Комсомольский клуб должен быть образцовым!», «Крепче комсомольскую дисциплину». Идейные лозунги призваны были помочь жить и работать в те годы.
«Магнитогорский комсомолец» полностью оправдывал свое название. На страницах издания можно было прочитать о том, как вступить в комсомольскую организацию, о детском пионерском движении, об уставе ВЛКСМ и его задачах. Например, статья «Задачи комсомола» гласит: «Перед новым поколением стоит новая задача – вы должны объединить свои силы, чтобы поддержать рабоче-крестьянскую власть против нашествия капиталистов. Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества».
Красной линией через все публикации проходила тема строительства социализма и комсомольских организаций. Создавался образ пролетарского героя, на которого должна была равняться молодежь, вдохновляясь на новые трудовые подвиги. Так газета помогала формировать новую психологию рабочего человека.
Почти на каждой странице встречаются материалы, повествующие о борьбе большевиков за выполнение производственных планов. Осуждаются бесхозяйственность на строительстве, халатное отношение к работе. Публикация в газете за 18 февраля 1935 года «Секретарь бездельничал, а инструктор не знал» разоблачает секретаря комсомольской организации, который не занимался массово-воспитательной работой.
«Магнитогорский комсомолец» освещал не только трудовые будни. Из газеты можно узнать о событиях культурной жизни Магнитогорска 1930-х годов. В №10 за 12 января 1935 года сообщается о трехлетнем юбилее Магнитогорского центрального ТРАМа – Театра рабочей молодежи, предшественника драмтеатра имени Пушкина. Коллектив во главе с художественным руководителем Е. П. Валиховым подготовил пьесу «Гроза» Александра Островского. «Нужно перенестись в совершенно незнакомую эпоху купечества и зарождения промышленной буржуазии, нужно овладеть привычками, манерами представителей этого класса, глубоко и тонко изучить их психологию, быт, язык. Подавляющее большинство трамовцев «живого» городового не видели», – так комментирует газета это событие.
«Магнитогорский комсомолец» критиковал тех, кто плохо организовал работу очагов культуры стройки: «Клуб строителей находится в хорошо оборудованном здании, имеет комнаты шашек, шахмат и даже бильярда, духовой оркестр, хоровые и струнные кружки, но отсутствует культурно-массовая работа, поэтому клуб горожане посещают мало». Также сообщается о слабой работе избы-читальни Наваринского сельсовета Магнитогорского района. При наличии «320 книг, двух балалаек и мандолины изба имеет непривлекательный вид». Далее следует обращение к горкому с призывом о помощи.
На страницах газеты затрагивались и повседневные проблемы – такие, как несвоевременная доставка хлеба в магазин, санитарное состояние комнат в общежитии, снабжение аптек зубными щетками, бинтами, марлей.
По многочисленным письмам и обращениям горожан в «Магнитогорский комсомолец» видно, что газета была очень популярна в 1930-е годы. К ней обращались люди разных профессий – от молодых специалистов до начальников цехов.
Exit mobile version