В Магнитогорской картинной галерее открылась новая выставка декоративно-прикладного искусства «Удивительный мир текстиля». Корреспондент “МР-инфо” оценила новую экспозицию.
Искусство из древности
Здесь представлено порядка 40 работ, выполненных в техниках холодного и горячего батика, лоскутное шитье, роспись по шелку, гобелены, декоративные панно, ткачество и вышивка из собрания МКГ. Эта коллекция – своеобразное путешествие как вглубь времен, так и по просторам бывшего СССР. Здесь представлены как старинные самотканые рушники, так и современные полотна, работы мастеров и мастериц из Республики Башкортостан, Киргизии, Украины и других.
Художественный текстиль – это один из древнейших и весьма трудоемких видов декоративно-прикладного искусства. Его история восходит корнями к первобытным временам: сперва для ткачества использовали побеги трав, позже к ним добавилась шерсть, такие растительные материалы, как лен, хлопок, конопля.
Первоначально у текстиля была утилитарная функция ‒ одеть, сделать уютнее, комфортнее быт, но где комфорт – там и красота, так в процессе развития человечества текстиль помогал приобщиться к прекрасному.
Работы мастеров очень разные и по техникам, и по замыслам, но все их объединяет высокое мастерство и виртуозность владения материалом – в самом прямом смысле этого слова. А еще – удивительная теплота. Каждое произведение словно отдельная история о главном – человеке, семье, природе, доме.
– Выставка получилась по-настоящему интересной и самобытной, передающей теплоту рук каждого мастера, и вовлекающей каждого зрителя в удивительный мир текстиля, – рассказала ее куратор, старший научный сотрудник научно-фондового отдела МБУК «МКГ» Юлия ЛЯЩЕНКО.
Нитяное чудо-дерево
Довелось зрителям встретиться и с одним из авторов представленных в экспозиции работ. Светлана РЯБИНОВА – член Союза художников России, доцент кафедры архитектуры и изобразительного искусства ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», кандидат педагогических наук, активный участник международных, всероссийских, региональных и городских выставок и вдохновленный текстильщик.
– Я очень рада присутствовать на выставке текстиля, потому что сама – текстильщик, и даже не передать словами, как я его люблю. Люблю тактильное прикосновение к ткани, различные техники: открывать новые, погружаться в старые, традиционные. Работая со своими студентами, я все время им рассказываю, насколько удивителен мир текстиля – это не только «деревенский, бабушкин стиль», как порой пренебрежительно говорят. На самом деле текстиль очень разнообразен, – сказала художница.
Светлана Рябинова сравнила этот пласт декоративно-прикладного творчества с огромным ветвистым деревом, где каждая ветвь – уникальна: это и батик, и валяние из шерсти, и лоскутное шитье, и плетение, и вышивки… И на каждой ветке – еще большее количество ответвлений-техник. А если учесть то, как видят этот вид творчества в разных культурах, разные авторы – дерево получится поистине могучим и раскидистым.
– Тестильщик, как любой художник и творец, обязательно должен работать в содружестве с материалом, знать его особенности, Ткани могут увести в сторону своей красотой, а могут раскрыть и подарить художнику какие-то экспериментальные, невероятные вещи, – отмечет педагог и художник.
Отметим, что сама Светлана Рябинова является автором интересной техники выжигания по ткани, постоянно экспериментирует и вдохновляет на эксперименты своих студентов. При этом она большое внимание уделяет изучению традиционных техник: они таят в себе еще немало нераскрытых тайн и могут очень удачно сочетаться с современными материалами и технологиями, протягивая красную нить от прошлого к будущему.
Декоративно-прикладное искусство – это неповторимость энергетики ручного труда. Японцы, у которых потрясающе развито машиностроение, техника, на своих выставках всегда ценят именно ручную стежку и вышивку. В будущем и нам еще предстоит понять энергетическую ценность таких вещей, теплоты рук человеческих.
Творчество, дающее крылья
Для пришедших на открытие экспозиции главный хранитель картинной галереи Марина АБРАМОВА провела эксклюзивную экскурсию. И началась она с центрального экспоната – скульптуры москвича Евгения ВЕРЕЩАГИНА «Мальчик и птица», над которой кружатся резные деревянные птицы счастья работы архангелогородского мастера по дереву Юрия ХОДИЯ. На первый взгляд, скульптура не относится к тематике выставки. Однако в ней главная идея экспозиции: творчество невозможно без вдохновения, полета, покорения высот. А сами птицы – это душа человеческая.
Открывает выставку сравнительно небольшое панно Елены УСПЕНСКОЙ-АНОСОВОЙ «Святой князь Александр Невский». В уникальной технике и традиции иконного шитья автор работает уже очень давно. У художницы с Магнитогорском давние связи: во время блокады Ленинграда Елена ребенком была эвакуирована в наш город, и в память об этом подарила картинной галерее одну из своих работ.
В экспозиции представлено немало работ Светланы Рябиновой. И вновь – птицы, столь любимый художественный образ часто будет встречаться нам на этой выставке. В композиции «Полет» они стилизованы, ситцево-многоцветны, здесь соединились воедино и ее уникальная лоскутная техника – выжигание по ткани, и аппликация, и вышивка. В «Преодолении» же – строго и изящно монохромны, элементы ткани так выверенно сложены меж собой, что отойди на несколько шагов, и кажется, что это плотные и уверенные мазки масла.
– У Светланы Валентиновны природный дар колориста, она очень красиво подбирает ткани, это очень длительная, кропотливая работа, но результат великолепен, – отметила Марина Абрамова.
Чувство цвета, тонкое ощущение мира и светлый, радостный взгляд на жизнь помогают художнице совершенно по-разному раскрыться как в достаточно абстрактных своих работах, так и в реалистичных, но несущих глубокий подтекст «Разговоре», «Натюрморте с белым чайником».
Интересна роспись на шелке Сергея ПУШКАРЕВА (город Фрунзе). В мелодии линий ветвей и корней каждый может услышать что-то свое, глубокое, наполненное древней силой природы и тайн непознанного мира. Прекрасны тонкие переливы цветов батика в композициях уфимской художницы Ольги СУХОРУЧЕНКОВОЙ, которую вдохновляют и Павел Бажов, и башкирские сказки, и красота древнерусской поэзии.
Впечатляют своей масштабностью гобелены и панно челябинки Галины ПЕРМЯКОВОЙ, народных художников Украины Михаила БИЛАСА и Леонида ТОВСТУХИ, а встречающий нас на входе гобелен работы Николая СИТНИКОВА, относящийся к соседней выставке «День города», удачно объединяет эти две экспозиции. В советские времена гобелены, как и любое монументальное искусство, были очень популярны: такие работы часто украшали интерьеры общественных зданий. Сейчас же этот вид творчества почти угас или приобрел более компактные формы, как, например, небольшое панно в технике ткачества Константина ЧЕРЕПАНОВА «Материнство», которое дышит нежностью, теплом и покоем.
Константин Черепанов не чужд эксперимента – это показывает его работа «Страна Denim», целиком состоящая из фрагментов джинсов и призывающая нас задуматься об обезличивающем человека современном мире моды.
Мастерам интересны самые различные тематики – так, работа Земфиры ГИЛЯЗОВОЙ «Окна войны» посвящена трагическому периоду в жизни нашей страны. Автору удалось гармонично соединить, казалось бы, с трудом сочетающиеся материалы и техники: фетр и шифон, узелковый батик и валяние из шерсти. В строгой геометричности композиции цвета взрывов и пепла мы, как будто в действительности, можем увидеть войну глазами живших в то время людей: взрывы, мешки с песком, колючая проволока. И над всем этим будто разносится из репродуктора: «От советского информбюро…»
Традиции и современность
Недавняя выставка мастеров из Златоуста пополнила коллекцию МКГ интересными экспонатами, выполненными в более традиционных техниках – работами Розы РИВИСКИНОЙ, Юлии СМОЛИНОЙ и Людмилы КОЧУРЫ. Лоскутные коврики-кругляши и панно напоминают нам уют деревенских изб, но впечатляет колористический дар и кропотливость труда рукодельниц.
Не обошлось и без кружевных вязанных крючком салфеток – работа нашей землячки Елены СИДЕЛЬНИКОВОЙ своей тонкостью и изяществом напоминает кружево, и, несомненно, достойна попасть в коллекцию картинной галереи. Мы можем увидеть здесь и павловопосадские платки – хотя это промышленные изделия, но без фантазии и творчества авторов их традиционного цветочного дизайна не могут состояться и такие вещи.
Звучат в экспозиции и напевы Востока – декоративная наволочка художницы из Бишкека Татьяны ЛЫСЕНКО дает нам возможность познакомиться с традиционным киргизским орнаментом, а ковер-килим Михаила Биласа отправляет нас еще дальше в глубь веков – к Древнему Ирану и Персии.
Вы любите пельмешки? А если они сделаны из шерсти? Композиция москвички Ирины АНДРЕЕВОЙ «Пельмени на доске» вызывает жгучий восторг – настолько домашними, с любовью и мастерством слепленными они выглядят. Когда-то Ирина привозила в Магнитогорск свою выставку, где главным героем была маленькая девочка, сделанная из войлока, ее домашние питомцы и быт семьи. Эта удивительно теплая экспозиция имела огромный успех, и в МКГ надеются, что горожанам еще удастся вновь встретиться с ее уютными работами.
– Такая выставка, где экспонируется только текстиль, проводится в нашей картинной галерее впервые, это эксклюзив, – отметила, заканчивая экскурсию, Марина Филипповна. – Надеемся, наша коллекция будет пополняться и далее, и мы будем радовать вас новыми выставками.
А в завершение у всех была возможность вместе со старшим научным сотрудником МБУК «МКГ» Лидией ФИЛАТОВОЙ попробовать себя в ручном ткачестве. Внести свою ниточку в этот экспонат можете и вы. Выставка будет работать в Магнитогорской картинной галерее по 9 сентября.