Мероприятие, организованное магнитогорской муниципальной централизованной детской библиотечной системой, собрало в детской библиотеке №9 специалистов детского чтения из Агаповского, Верхнеуральского, Кизильского, Нагайбакского районов, городов Карталы и Белорецк, а также коллег из семейных библиотек Магнитки.
Дошкольный возраст был выбран как наиболее важный период в формировании читательского интереса. Особенностям восприятия и развития этого возраста был посвящен доклад заместителя директора магнитогорской ЦДБС Светланы Михайловой «Большое чтение для маленьких ребят». Светлана Витальевна говорила о важнейших функциях детской библиотеки в отношении читателей «от нуля до семи» и о возрождении «библиотечной педагогики». В двадцатые годы прошлого столетия на эту отрасль работал целый институт детского чтения. Но педагогический аспект в работе книгохранилищ тихо «угас» в 1990-е, когда в обиход вошел термин «библиотечное обслуживание», приравнявший такие учреждения к предприятиям сферы услуг. Тогда недооценка важности воспитательного воздействия книг в числе прочих факторов, увы, породила «потерянное поколение».
Сегодня одна из непростых задач отечественных библиотек – активизация работы с детьми раннего возраста. Малыши от рождения до трех лет – самый «малоохваченный» контингент. А ведь именно в этом возрасте должен состояться «читательский старт», и участие в нем грамотных библиотечных специалистов, несомненно, было бы благотворным. Поэтому многие детские книгохранилища начали работать с родителями грудничков, с будущими родителями и даже родильными домами – первую книжку они дарят ребенку в день выписки.
Одна из основных проблем – обрисовать «круг чтения грудничков», определить его задачи. По мнению Светланы Михайловой, книга в самом раннем возрасте должна способствовать общению с близкими, а еще изучаться как предмет, у которого есть страницы, которые можно переворачивать, картинки, которые можно разглядывать.
Кстати, иллюстрации на раннем этапе играют решающую роль – они тренируют восприятие знаков и художественных образов, стимулируют познавательную активность. Хорошо, когда они сюжетны, дают волю фантазии и позволяют взаимодействовать с ними. Затем, вместе с попытками ребенка облечь свои потребности в слова, приобретает значение и книжный текст. Вслед за развитием речи должны постепенно усложняться и книги.
Но даже несмотря на правильный «читательский старт», нельзя требовать от ребенка пяти-шести лет активного читательского интереса, ведь его основная функция в это время – игра. Он должен играть, чтобы со временем стать читателем, – ведь детская игра сродни режиссерской, когда литературу превращают в драматургию. Поэтому и театр воспитывает читательское восприятие художественных текстов, а театрализованные постановки так важны в детской библиотеке.
До тех пор, пока читатель не дорастет до смены ведущей деятельности, то есть до того момента, когда чтение заменит игру, читать ребенку должны взрослые. При этом важно понимание прочитанного, обсуждение, во время которого нужно остеречься от навязывания ребенку «образцов восприятия». В воспитании маленьких читателей родителям могут помочь, например, книги Инессы Тимофеевой «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти», «Дети. Время. Книги».
На семинаре «Читатели дошкольного возраста» также были озвучены рекомендации библиотечных специалистов Магнитогорска, касающиеся выбора книг для самых маленьких, большое внимание было уделено роли книжной иллюстрации, игры, использованию наглядных пособий в детской библиотеке. Своим опытом поделились детские библиотекари Верхнеуральска и Нагайбакского района.
Важной частью мероприятия стало подведение итогов конкурса на создание комнат сказок в детских библиотеках Магнитогорска, об опыте и результатах которого рассказала директор магнитогорской ЦДБС Галина Бубнова.
Практическая часть семинара коснулась темы чтения вслух. Мастер-класс по выразительному чтению детского произведения провел ведущий актер Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Андрей Бердников.