О том, как работает управление капитального строительства администрации Магнитогорска, рассказал заместитель главы города по городскому хозяйству Андрей ЛИТВИНОВ.
‒ Если говорить официальным языком, в задачи управления входит реализация полномочий администрации города в сфере капитального строительства, ремонта и реконструкции объектов муниципальной собственности, а также содержания и ремонта объектов благоустройства, ‒ пояснил Андрей Михайлович. – Строительство и ремонт школ, детских садиков, библиотек; содержание дорог, парков, скверов и другого имущества – это задачи МКУ «Управление капитального строительства».
Большая стройка
Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» выступает заказчиком строительства городских объектов, которые мы возводим за счет муниципального, областного и федерального бюджетов. В 2021 году таких объектов два ‒ детские сады в 147 и 137а микрорайонах. Их строительство мы завершим осенью этого года. В прошлом году сдали новую школу на 1100 мест, из крупных ремонтов у нас был драмтеатр имени Пушкина. В этом году также запланированы ремонты объектов культуры. Это фасады зданий Дома дружба народов и историко-краеведческого музея, центральная детская библиотека, а также ряд мелких ремонтов.
Кроме того, мы занимаемся строительством объектов дорожной сети. В частности, строим и ремонтируем дороги парка «Притяжение». Это крупный федеральный проект, которому уделяется много внимания. Большие средства были выделены в прошлом году, и в этом году продолжается работа. Также в рамках реализации программы «Комфортная городская среда» мы занимаемся благоустройством общественных территорий. В прошлом году продолжили работы на бульваре «Огни Магнитки» на проспекте Карла Маркса, развитие парка у Вечного огня. В этом году завершим два проекта благоустройства ‒ набережную за монументом «Тыл – фронту» и парк в южной части города.
Также ведем строительство двух новых автодорог по программе «Стимул». Это реконструкция улицы Тевосяна и продолжение строительства проспекта Карла Маркса в южной части города. Данная программа реализуется в рамках нацпроекта «Жилье» и предполагает обеспеченность дорожной сетью при строительстве новых домов. То есть раньше, развивая жилищное строительство, мы не обеспечивали должным образом жилые кварталы дорожной инфраструктурой. В новых районах люди годами могли грязь сапогами месить. А сейчас стараемся, чтобы горожане, покупая квартиры в новых домах, получали при этом развитую инфраструктуру – дороги и тротуары.
Около 150 миллионов рублей ежегодно выделяется на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги». На эти деньги капитально ремонтируем дорожную сеть, преимущество центральные улицы – каждый год порядка 17 объектов. В этом году часть дорог уже отремонтирована, часть еще подлежит ремонту. Большое внимание уделяем поселковым дорогам. Впервые за последние годы взялись за ремонт дорог к садовым товариществам.
В этом году осваиваем через МКУ «Управление капитального строительства» 4,37 миллиарда рублей. Преимущественно это деньги областные и федеральные, но и порядка 1,3 миллиарда рублей вкладываем из местного бюджета.
«Дожимаем» до конца
Подрядчиков мы ищем через открытые конкурентные процедуры ‒ аукционы и конкурсы. А это значит, что все суммы проходят через эти процедуры максимально открыто. Среди подрядчиков встречаются и добросовестные, и те, которые нас подводят. Поскольку на конкурсы и аукционы выходят разные компании, бывают среди них иногородние, и не всегда порядочные. Статистика показывает, что основная проблема возникает с проектными организациями при подготовке проектов. Уже второй год мы с этой проблемой боремся, поскольку компании заявляются на конкурс или аукцион, выигрывают и после этого не выполняют обязательства. Мы с ними расторгаемся, применяем штрафные санкции, но работу во многом они у нас тормозят. Снова приходится объявлять конкурсные процедуры, а это увеличивает сроки. Причем иногда сроки затягиваются на месяцы и даже годы. Вообще, неисполнение подрядчиком своих обязательств ‒ это проблема общая, но мы активно работаем и в части штрафных санкций. Приведу пример: в прошлом году за ненадлежащее исполнение контрактов мы применили штрафных санкций на сумму порядка 30 миллионов рублей. В 2021 году уже на 60 миллионов рублей оштрафовали недобросовестных подрядчиков. То есть штрафуем, спрашиваем за качество, заставляем переделывать работу в рамках гарантийных обязательств.
На содержании у нас сотни объектов благоустройства и столько же подрядчиков. И никто от ответственности не уходит. Это касается и проектных работ, и строительно-монтажных, и любых других. Например, завяли цветы на клумбе – подрядчик будет высаживать новые. В любом процессе нарушения могут встречаться. Как правило, работа конструктивно проходит, выставляем претензии, после этого они на них реагируют, исправляют. Если нет, тогда уже применяем досудебный и судебный порядок и взыскиваем штрафы в бюджет города.
Как правило, к выбору подрядчиков мы подходим тщательно, со всей ответственностью. От многих отказываемся в связи с наличием нарушений. Но УФАС зачастую, особенно в условиях пандемии встает на сторону подрядчика. Например, он не исполнил обязательства, а УФАС говорит: «Мы не будем вносить его в реестр недобросовестных подрядчиков, поскольку часть работы выполнена».
Недобросовестные подрядчики меняют название, юридический адрес и снова заявляются на конкурс или аукцион. Но такое случается нечасто. Поскольку у нас город достаточно стабильный, определились и основные подрядчики. Скажем, в сфере строительства традиционно работает трест «Магнитострой», старый наш партнер.
Не допуская срыва контрактов
Проблемы с подрядчиками есть у всех. Но и исполнители в последние месяцы оказались в непростой ситуации, когда удорожание пошло по некоторым видам материалов. Доходная часть у них падает, но фактов срыва контрактов мы пока не допустили. Я уверен, что все начинания, которые в этом году ведем, и все объекты мы завершим. По многим муниципалитетам и вообще по стране не совсем простая ситуация в части исполнения строительно-монтажных контрактов. Но в Магнитогорске удалось ситуацию удержать, и все наши контракты пока исполняются.
Могу вам привести пример: крупные штрафные санкции мы применяем к нашему подрядчику по содержанию дорог. Зимой в этом году снегопады были серьезные, и не всегда нас удовлетворяла работа компании «Уралсервисгрупп». Мы применяли к ним многомиллионные штрафы. Они исправляли, конечно, свои ошибки, но тем не менее.
Такая же претензионная работа и с исполнителями по любым другим объектам. Допустим, выполняли ремонт сквера под нашу стелу «Город трудовой доблести», тоже не все было гладко, оштрафовали ряд подрядчиков. Тем не менее, добились завершения строительства объекта.
Это нормальная текущая работа. Очень редко встретишь исполнение контракта «без сучка, без задоринки». Поскольку проблемы существуют, это нормальный рабочий процесс. Специалисты МКУ «УКС» как раз называются кураторами. За каждым объектом закреплены сотрудники, и они этим занимаются.
Еще одна функция управления капстроительства – снос недостроя после решения судов. И горожане обратили внимание, что за последние годы мы от многих недостроев избавились, которые десятилетиями портили внешний облик города. Еще лет пять назад по центральным улицам, на наших ключевых перекрестках обязательно где-нибудь стоял недострой. Сейчас практически таких объектов не осталось, несколько в суде еще доживают свой век, но за последние годы город вычистили практически весь. Более того, мы сносим и взыскиваем расходы с собственников.
Перспективы роста
Темпы развития городского хозяйства главой Магнитогорска Сергеем Николаевичем БЕРДНИКОВЫМ заданы. Все зависит, конечно, от наличия финансирования, поскольку львиная доля ‒ это областной и федеральный бюджеты. Если говорить о динамике, то утверждена дорожная карта, по которой ежегодно как минимум два объекта будем сдавать. Либо садик и школу, либо два садика, зависит от того, сколько финансовых средств будет выделяться. Готовится к реализации в ближайшие годы интересный и нужный объект – многоуровневая развязка на пересечении проспекта Ленина и улицы Завенягина. Область нас поддерживает, потому что видит результаты. Средства осваиваются вовремя, и при этом получаем качественные объекты. Поэтому при поддержке губернатора Алексея Леонидовича ТЕКСЛЕРА деньги выделяют, но и задача стоит ежегодно сдавать эти объекты. Более того, сейчас мы рассматриваем другие механизмы строительства. В части использования, например, механизма концессии. Сейчас мы работаем с одним из крупных банков. Это снимает нагрузку с бюджета в большей части, и даже функции застройщика могут отойти к концессионеру. Этот механизм пока отрабатывается. Сейчас по поручению главы города мы просматриваем и берем в работу не типовые проекты школ и садиков, а изучаем передовую практику. Например, рассматриваются проекты детского сада и школы уже по новым, современным стандартам. Мы берем практику Татарстана, в частности. Поэтому объекты, которые появятся в Магнитогорске в последующие годы, будут гораздо интереснее тех, которые строились по типовым проектам Министерства строительства. Перспектива у нас хорошая.