Завтрашний горизонт «вертикального транспорта». Лифтовое хозяйство города нуждается в обновлении

Порой успешное развитие предприятия сопровождается весьма тенденциозным развитием проблем. Как преодолеть это противоречие?
Время – не всегда союзник
В редакцию «МР» обратился пенсионер Юрий Гуль, он попросил от имени жильцов дома №139/1 по проспекту Карла Маркса выразить благодарность бригаде ремонтников ООО «Лифт» под руководством начальника цеха эксплуатации лифтового оборудования Владимира Шитикова. По словам ветерана, в доме сломался лифт, и приехавшие по сигналу специалисты оперативно и грамотно его отремонтировали, продемонстрировав высокую компетенцию, мастерство, профессионализм, – повсюду бы так работали, как в этой организации!
Как рассказали специалисты упомянутого предприятия, сегодня ООО «Лифт» обслуживает более 1500 подъемников в жилищном фонде. Работа ведется в соответствии с установленными нормативами. Разумеется, не обходится при этом и без проблем. Главная из них характерна для всего Южного Урала. Сегодня в регионе эксплуатируется около 13 тысяч подъемников, большая часть из которых была установлена несколько десятилетий назад и на протяжении всех этих лет работает с полной нагрузкой. Огромное количество лифтов исчерпало ресурсы безопасности и требует срочной замены. Если сегодня не принять мер, то к 2016 году каждый третий лифт в области рискует выйти из строя. Такие сведения приводит еженедельник «МК-Урал». По словам начальника управления инженерной инфраструктуры регионального минстроя Владимира Долотова, решение проблемы обветшалых подъемников на протяжении долгого времени зависело только от граждан. Чтобы заменить лифт, им необходимо было провести общее собрание и принять соответствующее решение. Сейчас законодательство изменилось. Теперь ответственность за проведение капремонтов возложили на региональное правительство.
– Решение проблемы упирается в финансирование, – говорит Владимир Долотов. – Сегодня средняя стоимость замены лифта оценивается в 1,67 миллиона рублей. С 2008 года в рамках поддержки программы капремонтов на Южном Урале было заменено 684 лифта. Общая сумма финансирования составила 76 миллиардов рублей, сюда вошли вложения собственников на основании софинансирования, а также денежные средства фонда и областного, и местных бюджетов. Хочется верить, что при новой системе начисления за капремонты нам удастся изменить ситуацию. Теперь фонды на проведение капремонтов будут формироваться за счет средств собственников. Господдержка останется, но она крайне мала и на нее не стоит возлагать больших надежд.
Проблема не стояла бы так остро, если бы в свое время по федеральной программе реформирования ЖКХ управляющим компаниям выделялось больше средств на замену подъемников, считает технический директор ООО «ТД «Щербинские лифты – Челябинск» Александр Мальцев.
– Будем надеяться, что региональный оператор сформирует необходимые фонды и проблема сдвинется с мертвой точки, – выразил надежду специалист.
2500 лифтов в Челябинской области нуждаются в замене. К 2016 году эта цифра возрастет до 4300. Один миллион 613 тысяч рублей – предельная стоимость ремонта или замены лифтового оборудования, она определена постановлением правительства Челябинской области в 2013 году. 684 лифта заменены на Южном Урале с 2008 года в рамках программы капремонта за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ, регионального и местного бюджетов и софинансирования собственников жилья. C 2008 года в Магнитогорске заменено 189 лифтов. К 2018 году свой ресурс исчерпают около 600 подъемников.
Человеческий фактор
Не только время, но и вандалы выводят механизмы из строя. Материальный ущерб от действий хулиганья огромный, ремонт поврежденного лифта занимает один-два дня. ООО «Лифт» приходится создавать аварийные бригады и отвлекать сотрудников от повседневной работы. Не так давно у нас поймали «лифтового маньяка». Он два года терроризировал Магнитогорск, то тут, то там выводил из строя лифты. Начинал с вырывания кнопок, потом стал ломать подъемные механизмы. Правоохранители объявили на вандала настоящую охоту. Как оказалось, семь лет назад его осудили за подобное преступление. Тогда он отделался условным сроком. При последнем задержании признался в совершении десяти таких эпизодов, нанесших ущерб городу на сотни тысяч рублей. Как выяснилось, вандал состоит на учете в психоневрологическом диспансере. К сожалению, и нынче не пойманные еще злоумышленники портят лифтовое оборудование исключительно для развлечения.
Самый надёжный
А как насчет аварийных случаев? К примеру, часто ли падают лифты? По словам специалистов, раз в сто лет. На подъемнике установлена специальная система блокировки по типу рудничных клетей. В случае обрыва тягового троса, что очень маловероятно, лифтовая кабина просто застревает в шахте. Лифт – самое надежное и безопасное транспортное средство. Нужно очень постараться, чтобы разорвать трос, сделанный из скрученной стали, – и даже если это случилось бы после нескольких лет бесконтрольной постоянной эксплуатации, пришлось бы дожидаться разрыва нескольких тросов (каждая кабина крепится на четырех и более тросах), только в этом случае лифт упал бы. Кроме того, регулирующая система контролирует скорость передвижения кабины, автоматически вызывая ее торможение при помощи вставки клиньев в направляющие рельсы. Во многих конструкциях предусмотрены автоматическое торможение в случае отключения электропитания и ловители наверху и внизу шахты, которые не позволяют кабине опуститься слишком низко или подняться чересчур высоко, если обычный механизм контроля не сработал. Но такова уж ментальность: можно дать человеку десяток гарантий, а он все равно спросит – а вдруг?
Закономерная случайность?
25 несчастных случаев в целом по стране произошло при эксплуатации лифтов в жилом фонде в 2014 году, по данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы Национального лифтового союза. Из них десять – со смертельным исходом. Челябинской области в печальной статистике прошлого года нет. Но вот в конце прошлой недели Магнитогорск облетело известие: в доме №209/1 по улице Советской неожиданно для пассажиров лифт начал движение. Причем двери шахты и самого подъемника в этот момент оказались открыты. В результате пострадала молодая женщина, ее зажало между крышей кабины лифта и металлическим порожком второго этажа. Пострадавшая находится в больнице.
Пресс-секретарь Магнитогорского отряда поисково-спасательной службы Челябинской области Олег Захаров сообщил корреспонденту «МР» о том, что бойцы отряда не выезжали на спасательную операцию, связанную с описанной аварией. Слышал о том, что упомянутый адрес навестили пожарные, те по прибытии на место увидели, что работники лифтового хозяйства необходимые меры для безопасности людей уже приняли. Местные телеисточники выдали в эфир сюжеты, в которых прозвучали слова тех, кто имеет непосредственное отношение к инциденту.
По словам матери пострадавшей, в тот день она вместе с дочерью вышла из квартиры, расположенной на четвертом этаже, вызвала лифт. Приехал грузовой, мама и дочь отправились на первый этаж. Когда лифт остановился, одна из пассажирок вышла и услышала: «Мама, это второй этаж, не первый». Женщина обернулась и увидела, что ее дочь зажата крышей лифта. Прибывшей аварийной бригаде лифтеров удалось с помощью соседей освободить женщину.
Вот как прокомментировал ситуацию Евгений Трунилов, заместитель директора по техническим вопросам ООО «Лифт» Магнитогорска:
– В 17.55, через 10 минут, прибыв по указанному адресу, аварийная бригада обнаружила, что между дверями шахты на втором этаже зажата женщина. В 18.00 – через 15 минут – женщина была освобождена. Лифт отключен. Ведется расследование. До случившегося, в июле этого года, лифт прошел ежегодное техническое освидетельствование с положительным результатом.
Exit mobile version