Жизнь как полёт по прямой. 25 октября в России отмечают День таможенника

Среди тех, кто будет принимать поздравления в ближайшее воскресенье, и Владимир Игнатьев. В Магнитогорской таможне он известен всем.
Несмотря на то, что Владимир уже вышел на пенсию, каждый его приход коллеги встречают с радостью. Ведь запомнился Игнатьев сослуживцам не только как уважаемый работник, но и как великолепный рассказчик.
А рассказать ему есть о чем.
Наша встреча с Владимиром состоялась в стенах Магнитогорской таможни. Энергичный и улыбчивый, наш собеседник показал свой кабинет, в музее – завоеванные в спортивных соревнованиях трофеи и даже надел свою старую форму военного летчика, чтобы сфотографироваться на память с бывшими коллегами-таможенниками.
– Еще влезаю в нее, – смеялся Владимир, – а ведь не надевал уже давно.
Эта форма провисела в шкафу много лет – Игнатьев в свое время сменил ее на мундир работника таможни. Говорит, что не скучает ни по авиации, ни по таможне, но когда рассказывает о службе, в глазах загорается искорка.
Первым делом самолёты
Родился наш герой в Магнитогорске, в семье знаменитого в то время Николая Игнатьева, мастера спорта СССР по самолетному спорту.
– Отец был самым первым мастером в нашем городе. 12 апреля 1963 года ему вручили удостоверение, – рассказывал Владимир. – Какие могут быть мечты у мальчишки, если отец летчик, все друзья семьи – разрядники, спортсмены, многие работали в аэропорту? Дядечка – командир Ан-24, летал здесь, в авиаотряде, пока на пенсию не ушел. Его сын – диспетчер. В общем, я с детства впитал в себя дух авиации и мечтал стать летчиком.
А пока мечтал, активно занимался спортом: легкой атлетикой, футболом, волейболом. После окончания школы поступал в Ленинградскую академию гражданской авиации, но не прошел по конкурсу. Туда брали одних отличников с золотыми медалями. На 10 мест – 50 поступающих. Из них ни один не получил оценки ниже «четверки». Владимир даже не стал дожидаться решения приемной комиссии и уехал домой.
Сдаваться не в характере Игнатьева. Он устроился авиамехаником в Магнитогорский объединенный авиаотряд и продолжил самостоятельно заниматься, изучал самолет Ан-2, параллельно учился в аэроклубе на Як-12. Через год поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков.
– Экзамены сдал без проблем, – вспоминал Владимир Игнатьев. – Учился с удовольствием, окончил училище в 1979 году с отличием. Мечтал вернуться на Урал, поближе к дому, к родителям. Но туда распределения не было. Как отличник я мог выбирать и решил остаться в училище, записался в группу летчиков-инструкторов. Стал учить летать мальчишек.
Еще курсантом Владимир женился. Жена – из Магнитогорска, училась в Свердловском архитектурном институте. Родился ребенок, окончив вуз, супруга приехала с сыном к месту службы мужа в учебный полк Балашовского ВВАУЛ. Вскоре родились еще один сын и дочка.
Африканский колорит
Опытный летчик пригодился не только в родном училище. Два года, с 1986 по 1988-й, Игнатьеву довелось работать командиром экипажа Ан-26 в Народной республике Конго и узнать колорит африканской жизни.
– Работали без отпусков и выходных, – рассказывал Владимир. – Я был командиром экипажа единственного на всю страну самолета. Возили все и всех подряд, начиная от охраны президента, министра обороны, заканчивая бабушками, дедушками, обезьянками, крокодильчиками, черепахами… Другого транспорта в Конго почти не было, бездорожье… Строили через всю страну дорогу, и мы каждую субботу дорожникам доставляли продукты, а заодно возили и местных. Они использовали нас нещадно. До нас летало в Конго несколько бортов, мы стали замыкающими в этом списке. Началась перестройка, СССР перестала оказывать помощь, и контракт с нами не продлили.
В Африке Игнатьев получил огромный опыт, работали в сложных метеоусловиях: грозы там страшные, до самого горизонта. Не было радиотехнического обеспечения в аэропортах, «не за что зацепиться». Но самое сложное – местные порядки. Смеясь, Владимир рассказывал, как непросто было договориться с заказчиками на земле:
– Летали всегда на предельной нагрузке. Положены были, к примеру, 4,5 тонны груза, два пассажира и сопровождающий. А привезут пять тонн груза и 20 человек впридачу. И упрашивают: «Мы – развивающаяся страна, нам тяжело». Останавливал их только вопрос: «Жить хотите? Тогда полтонны не загружаем, 18 человек не берем». Они опять: «У нас в стране положение тяжелое. Давайте хотя бы еще эту бабушку возьмем…»
Хождение по мукам
Дети к тому времени подросли, пришло время подумать об их образовании.
– Должность у меня была – заместитель командира эскадрильи, – продолжал Владимир. – Стажа хватало, оклад высокий, выслуга почти максимальная. Можно было остаться в армии и двигаться по служебной лестнице, но я карьере предпочел семью.
Пока Владимир Игнатьев служил в авиации, он нередко приезжал в Магнитогорск. Наведывался в аэропорт, в аэроклуб. Его везде знали и всюду звали работать. А когда вернулся после увольнения в 1993 году, обнаружил: летчиков разгоняли, самолеты продавали, аэропорт на самоокупаемости, на работу не принимали. Целый год опытного авиатора кормили обещаниями, наконец, решили принять, правда, в экипаж. Владимир был согласен, была бы перспектива летать. Прошел медкомиссию, и его отправили… на комиссию мандатную.
– «Как на мандатную?» – спрашиваю, – рассказывал Владимир. – А мне объясняют: у нас есть еще желающие, мальчики работают грузчиками в аэропорту, они тоже хотят летать на самолетах. Я был в шоке: летчик первого класса – на мандатной комиссии с мальчишками?
Таможенная жизнь
Ничто в нашем мире не происходит случайно. Соседями летчика по подъезду оказались таможенники. Они предложили Владимиру полностью сменить род деятельности. Игнатьев сначала отказывался: не хотелось снова погоны надевать. Но в итоге согласился.
В таможне его встретили как родного. Владимир быстро нашел общий язык с коллегами, так как среди них оказалось много авиаторов. Именно в таможне пригодились и выдержка летчика, и сила характера, и военная дисциплина, и опыт, и организаторские способности, и даже спортивные навыки. Игнатьев прошел путь от старшего инспектора отдела охраны до начальника отдела кадров. Работал инспектором в оперативно-дежурной службе, в транзитно-грузовом отделе таможни.
– После летной романтики – смена рода деятельности радикальная. Трудно начинать все с нуля. Было мало нормативных документов, наработок, но рядом оказались люди, которые всегда могли помочь, подсказать. До сих пор с теплом и благодарностью вспоминаю в ту пору начальника таможни Николая Цымбала, Владимира Щеглова, Евгения Лазарева, Юрия Ладыгина.
Владимир Игнатьев пришел в таможню в сложные времена. Шел послеперестроечный процесс, лихие 1990-е. Вместе с коллегами пришлось наводить порядок в деле таможенного оформления транспортных средств физлиц. Довелось бывшему летчику «приложить руку» и в аэропорту, который он знал как свои пять пальцев, ведал, где посмотреть, не было ли «левых» полетов, что проверять, где искать контрабанду… В итоге не просто навели порядок, но и закрыли морально и технически устаревший аэропорт, чтобы впоследствии придать ему статус международного. В отделе кадров Игнатьев тоже оказался на своем месте. Умение работать с документами и людьми позволило ему дорасти до должности начальника отдела кадров.
– Поначалу в таможне было около двухсот человек. Тогда, в 1993 году, только создавались Карталинский, Бреднинский, Николаевский таможенные посты. Происходили набор и расстановка людей. В год мы принимали до ста человек. Личный состав я знал весь.
С появлением Владимира Игнатьева в таможне расцвела любовь к футболу и волейболу. Как говорит наш собеседник, «сколотилась отличная команда». Таможенники на турнирах «рвали» своих соперников, забирая кубки и призы. Сегодня эти награды коллеги Игнатьева с любовью хранят в музее магнитогорской таможни.
Ныне Владимир – пенсионер, хотя по нему и не скажешь. Он энергичен, занимается игровыми видами спорта самостоятельно и в «спортивные часы» таможни. Игнатьев помогает своим родителям, которые уже 63-й год вместе, родителям супруги, детям и четырем внучкам. Часто навещает коллег и с удовольствием поздравляет их с профессиональным праздником.
Страны надёжный оплот
Уважаемые сотрудники и ветераны таможенной службы!
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником! Ваш высокий профессионализм и компетентность, беспрекословное соблюдение буквы закона являются залогом соблюдения экономических интересов города, региона, России. Благодаря вашему неустанному труду ведется строгий контроль за внешнеэкономическими потоками, обеспечивается правопорядок, пополняется бюджет, предотвращается поступление в город контрабанды и контрафактных товаров. Желаю всему личному составу магнитогорской таможни и впредь достойно исполнять свой служебный долг. Крепкого вам здоровья, благополучия, дальнейших успехов в вашей нелегкой службе!
Виталий Бахметьев, исполняющий полномочия главы города
Уважаемые работники таможенной службы!
Поздравляю вас и ветеранов-таможенников с профессиональным праздником! Ваша служба – это надежный щит от проникновения контрабанды, наркотиков и всего незаконного. И потому так важны ваши профессионализм, добросовестность, бдительность и умение разобраться в самой хитроумной уловке нарушителей. Желаю всему коллективу Магнитогорской таможни дальнейших успехов в непростой работе! Крепкого здоровья, уверенности в будущем, счастья вам и вашим семьям!
Александр Морозов, председатель Магнитогорского городского Собрания
Exit mobile version