Громкий привет. Интересные события в истории России 5 августа

Кому показали пушки «Крепости», из чего собрали первый тепловоз, и кому салютовали пушки Московского гарнизона, рассказывает «МР-инфо».

Крепость мира

Военно-морской флот России во все времена своего существования свято чтил морские традиции, многие из которых своими корнями восходят еще к Петровской эпохе. Одной из таких старых и особо чтимых традиций на протяжении всей флотской истории остаются морские парады.

С 5 по 7 августа 1699 года прошёл первый парад и первые манёвры российского флота на рейде Таганрога. Вначале эскадра, состоящая из десяти кораблей, имеющих от 62 до 22 пушек, двух галер, двух малых судов и четырех парусных лодок, под предводительством самого Петра I перешла в Таганрог. Здесь корабли, стоящие на рейде, подверглись строгому смотру, а затем, разделив эскадру на две части, Петр I учинил учебный бой, проверил корабли на ходу и отработал действия их при совместном плавании. Позже в августе 1699 года Петр I отправил в Константинополь на 46-пушечном корабле «Крепость» для переговоров своего посла — думного дьяка Е.И. Украинцева, и лично сопровождал его со всей эскадрой до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

И самолеты, и паровозы

5 августа 1924 году из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз. Однако свою первую поездку он совершил только 7 ноября. Автором проекта был профессор Яков Гаккель. Он почти всегда был первым: в дореволюционной России руководил постройкой одной из первых гидроэлектростанций на Ленских приисках, участвовал в создании трамвайного сообщения в Петербурге, сконструировал несколько самолетов на первом российском авиастроительном заводе, в том числе первый гидросамолет. Тепловоз Якова Гаккеля – удивительное создание советских инженеров и рабочих того времени. Его собрали из частей валявшихся без дела машин. Основной агрегат – дизель-мотор – сняли с подводной лодки. Электрические части тоже собирали «с миру по нитке». Тем не менее, этот тепловоз не только успешно прошёл испытательный период, но и выдержал эксплуатацию в течение трёх лет.

Первый салют

5 августа 1943 года произведён первый победный салют во время Великой Отечественной войны — 12 залпов из 124 орудий. По приказу Сталина, в этот день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород. За этими городами закрепилось название «город первого салюта». В том же приказе Верховный Главнокомандующий впервые присвоил особо отличившимся в боях частям и соединениям почётные наименования «Орловских» и «Белгородских». Было подсчитано, что для того, чтобы салют был слышен в городе, необходимо задействовать около 100 зенитных орудий. В распоряжении организаторов салюта оказалось всего 1200 холостых снарядов (во время войны их не держали в запасе в московском гарнизоне ПВО), поэтому из ста орудий можно было дать всего 12 залпов. В салюте также был задействован кремлёвский дивизион горных пушек (24 орудия), холостые снаряды к которым имелись в наличии. Таким образом, в полночь 5 августа были даны 12 залпов из 124 орудий с интервалом 30 секунд. Чтобы залпы были слышны повсеместно, группы орудий были расставлены на стадионах и пустырях в разных районах Москвы.

Exit mobile version