Платим за пятерки? Психолог рассказала, нужны ли ребенку деньги

Дети и карманные деньги – тема, над которой спорит не одно поколение родителей. Нужны или нет детям свои средства? С какого возраста? За что и сколько их выдавать? Множество вопросов, мифов, опасений… Давайте разберемся вместе с сайтом “МР-инфо”.

Психологи считают, что карманные деньги детям необходимы. Человек не рождается с готовыми знаниями о том, как экономно и грамотно распоряжаться финансами. Этому учатся. А когда и где лучше и безопаснее всего это делать, если не в семье и не в детстве?

Что дают детям свои средства?

Возможность совершить ошибку. Гораздо проще потратить все на сладости и кино, когда ты ребенок, чем во взрослой жизни остаться без денег на еду и оплату жилья или влезть в грабительский кредит – потому что не можешь себе отказать, не научился сдерживать порыв или не знаешь, как разумно тратить.  Цена ошибки не так высока.

Ощущение взрослости. «Я уже большой, у меня такие же права, как у мамы с папой, я могу тоже купить себе шоколадку» – ох, как желанны для наших детей эти слова! Особенно в подростковом возрасте, когда, желая скорее вырасти, они так часто делают глупости.

Самостоятельность и ответственность. Человек, траты и желания которого полностью контролируются родителями, никогда не сможет почувствовать себя самостоятельным. Карманные деньги – это первая ступень свободы, оборотная сторона которой – ответственность. Своя территория, свои решения, планы и права, ощущение значимости – это важно для взрослеющей личности.

Бережное отношение к вещам, понимание их ценности. Если ты приобрел наушники за деньги, которые скопил, отказывая себе в удовольствиях, то не станешь швырять их где попало, потому что «мама новые купит». Вещи, развлечения и еда не берутся из воздуха прямо сейчас, и ты не все можешь себе позволить.

Расстановка приоритетов (которой нам во взрослой жизни часто не хватает). Что купить сейчас, но подешевле, а что – подороже, но подождать… непросто и не сразу формируются эти умения.

За что, когда и сколько

Умение копить и распоряжаться формируется постепенно. Гражданский кодекс РФ разрешает детям в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки: например, покупку хлеба, мороженого, тетрадей и т.п. С этого времени и начинается приучение к деньгам. Отправляя ребенка за молоком одного, разрешите ему оставить сдачу себе или потратить ее на мороженое / сладости / мелкую игрушку по его выбору. Но объяснять, что такое эти монетки и бумажки, нужно еще дошколятам. Возвращаясь из детского сада, зайдите вместе в магазин, подойдите к прилавку и дайте малышу возможность самому совершить покупку. Сколько удовольствия он получит, говоря «как папа» солидно и громко: «Мне булочку, пожалуйста!».

Количество карманных денег детей зависит от бюджета семьи. Главное – соразмерность доходов родителей и ребенка. Начинать нужно с малого, даже если средства позволяют выдать больше. И лучше, если вы сразу обсудите с детьми размер выплат. Важны и их, и ваши представления о ежемесячном детском бюджете, и то, сколько получают их друзья, и пожелания будущего «магната».

Кроме того – будем честны! – дети деньги могут и потерять. Поэтому спросите себя, какая сумма, случись ее потратить на ерунду или потерять, окажется для семейного кошелька безболезненной, и исходите из этого.

Также обеим сторонам желательно четко разграничить сразу: есть карманные средства, а есть целевые. Ко вторым относятся деньги, выдаваемые на экскурсии и мероприятия в школе, приобретение школьных канцелярских и прочих мелочей, траты на мобильную связь, если у детей есть телефон, и пр. По мере взросления ребенка выплаты неизбежно будут увеличиваться, но часть затрат можно переложить на плечи ребенка: например, оплату проездного, связи.

Однако, здесь могут возникнуть и сложности.

Я хуже других. Если денег у ребенка сильно меньше, чем у его друзей, он может почувствовать себя изгоем, белой вороной… либо его могут использовать не в лучших целях. Что делать? Обсудить вместе с ним этот момент и объяснить: «Не все семьи живут одинаково, есть богаче и беднее нас (можно привести примеры). Мы даем столько, сколько можем, в жизни не всегда получается так, как хочется, нужно исходить из реальности».

Мы для тебя – все. Если объем детских денег ощутим для бюджета семьи, родители могут – особенно в ссорах! – высказывать ребенку что-то вроде «твои карманные нас по миру пустят». Ни к чему хорошему, как можно догадаться, это не приведет. Что делать? Снизить выплаты и, конечно, исключить этот вопрос из воспитательных моментов.

Шантаж. Личные деньги становятся объектом постоянных манипуляций как со стороны родителей – «Мы для тебя ничего не жалеем, такие деньги тратим, а ты…!!», так и со стороны детей – «Или вы увеличиваете мне выплаты, или покупаете вот эту вещь!». Что делать? Помнить, что карманные – такой же инструмент развития детей, как учеба, спорт и секции, перестать использовать их как объект шантажа. В случае «торговли» со стороны детей обсудить этот вопрос с ними, объяснив, что одно с другим не смешивается, а в желаемую покупку он может частично вложиться, если подкопит из своих накоплений.

Вопрос «Как часто?» важен для обеих сторон и сильно зависит от возраста. Его лучше обсуждать вместе с детьми. Чем старше ребенок – тем реже и тем бОльшую сумму можно выдавать. Так рекомендуют поступать для того, чтобы дети постепенно приучались к графику платежей взрослой жизни: мы ведь не получаем зарплату ежедневно, наиболее распространен вариант «дважды или единожды в месяц». К старшему школьному возрасту разумно подвести детей именно к такому.

По желанию сторон частоту можно менять. Или в какие-то моменты идти навстречу и выдавать «зарплату» раньше. Главное – не вводить это в привычку. И выдавать ли карманные деньги наличными или оформлять детскую пластиковую карту – решать вам. Как у того, так и у другого варианта множество плюсов и минусов, и это тема отдельной статьи.

Контроль или свобода?

Карманные деньги – это средства, которыми ребенок может распоряжаться по своему усмотрению. Хочет он купить «глупую» игрушку, сладости или завести копилку – его право. Нет ничего хуже, чем одной рукой выдавать, разрешая, а второй – запрещать то, на что он готов их потратить. Или требовать вложить их в покупку для семьи. Просить – да, но с уважением принимать отказ. Разумеется, если приобретается что-то для него же (мебель, одежда или гаджет), имеет смысл обговаривать: «Это вещь, которая тебе нужна, и будет справедливо, если ты в этом поучаствуешь». Если дети хотят накопить на что-то крупное (телефон или ноутбук, например) полезно будет заранее обговорить с ними характеристики, полезность, возможную цену желаемого, предложить свои варианты.

Отдельно стоит вопрос вредных для здоровья, но таких желанных чипсов, шоколадок, напитков, против которых выступают единым фронтом врачи и родители. Пищевые привычки – не следствие карманных денег, они формируются не один месяц, а то и год. Если ребенок питается только чипсами и газировкой, а обычную котлету игнорирует – вопрос не только к нему, но и к взрослым. И отсутствие собственных средств никак на это не влияет – его точно так же могут угостить нежелательной едой друзья. Лучше обговорите, сколько, как часто и что именно вы разрешаете ребенку (раз в неделю пакет чипсов, например) и аргументируйте свое решение. Если запрет прозвучит как «Я сказал, значит, так и будет!», он непременно вызовет волну возмущения и протеста.

Если у вас есть возражения против каких-то видов трат, полезнее обсудить это в момент первой выдачи карманных денег (но будьте готовы к тайным покупкам запрещенного и прямой лжи). Вам не нравится приобретение? Спокойно обсудите это вместе с ребенком, расспросите о причинах, выскажите свое отношение к случившемуся и аргументы «против».

Не стоит также лишать выплат за провинности. Так ребенок понимает, что его свобода – иллюзорная, ее в любой момент могут отнять; пропадает чувство безопасности и защищенности, которое крайне важно для развития. Вопрос о лишении карманных может быть поднят, только если вина действительно велика: например, ребенок украл что-то (вещи, деньги), и семья погашает ущерб, в том числе и за счет выдаваемых ему средств. Но это все-таки не рядовые события. Если же воровство повторяется, то надо не денег лишать, а с причинами разбираться – они обычно серьезнее и лежат гораздо глубже (см. статьи про детское воровство). 

Детям постарше можно показывать, как составляется бюджет, что такое баланс расходов и доходов. Если средств не хватает на неделю, не стоит сразу увеличивать выплаты: доводы «за» и «против» должны быть весомыми. Обсуждение на равных, объяснения научат ребенка с пониманием относиться к материальным проблемам семьи, позволят ему уйти от позиции «Ты должен меня обеспечивать», сформируют осознанное отношение к финансам. И не надо ругать детей за потерю денег. Это неприятно, но научит их осмотрительности и аккуратности. Да и с кем из нас такое не происходило?

Платим за пятерки?

Многие родители считают карманные деньги платой за учебу и домашние обязанности. Психологи в этом их не поддерживают. Во-первых, учится чадо не для родителей, а для себя, это нужно ему, а не папе с мамой. Во-вторых, дом быстро станет торговым залом: я тебе пятерку – ты мне пятьсот рублей. Не дашь? А я назло тебе двойку получу. В-третьих, родители часто устанавливают «прогрессивную систему выплат»: скажем, за пятерку – двести рублей, за четверку – сто, за двойку ты нам платишь сотню. Догадайтесь, как быстро ребенок влетит в долговую яму? И поскольку отдавать ему скоро становится нечем, то долг множится, но рычагов воздействия на двоечников у родителей фактически не остается, и идея угасает сама собой.

То же касается работы по дому. Один раз составь перечень «работ, за которые мы тебе платим» – и начнутся отчаянные торги за любую мелочь. «Отвезти бабушке продукты» из помощи превратится в услугу по прейскуранту. Гораздо лучше объяснить ребенку: есть дом, в котором мы живем, он общий, и каждый вкладывается как и чем может. Мама ведь не требует денег за чистую одежду, верно?

Финансовая грамотность необходима в современном мире. Чем раньше приобретут ее наши дети, тем легче и лучше смогут они проявить себя во взрослой жизни. И станут самостоятельными и успешными – а ведь именно этого мы и хотим, верно?

Exit mobile version