Мир в океане. Интересные факты из истории России 2 августа

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Какой ученый помог снять «Титаник», на какой модели «Сухого» летал Ильюшин, и откуда в Одессе взялась чума, рассказывает «МР-инфо».

Так глубоко

2 августа 2007 года — на глубоководных обитаемых аппаратах Мир впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, где был размещён Российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. «Мир» — два советских и российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Аппараты имеют глубину погружения до 6 километров. В настоящее время аппарат «Мир-1» находится в качестве экспоната в калининградском Музее Мирового океана, а «Мир-2» базируется на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». Кстати, легендарный фильм Джеймса Кэмерона “Титаник” мог бы и не попасть на экраны кинотеатров в 1997 году, если бы не российские глубоководные аппараты “Мир-1” и “Мир-2”, созданные ученым Анатолием Сагалевичем. По словам исследователя морских глубин, первый раз судно “Титаник” (оно лежит в Атлантическом океане на глубине 3800 метров) снял в 1991 году в сотрудничестве с фирмой IMAX. Это был документальный фильм режиссера Стивена Лоу под названием “Титаника”, который длился полтора часа.

Ильюшин на «Сухом»

2 августа 1966 года летчик-испытатель Владимир Ильюшин поднял в небо первый в СССР самолет с изменяемой в полете стреловидностью крыла – экспериментальный истребитель-бомбардировщик С-22И конструктора Павла Сухого. Самолет успешно прошел испытания, а их результаты оказались столь впечатляющими, что от опытно-конструкторского бюро Сухого потребовали выполнить соответствующую модификацию исходной модели. В 1967 году опытный экземпляр под обозначением Су-7ИГ был показан публике на воздушном параде в “Домодедово”, а в 1970-ом новая машина, получившая название Су-17, была принята на вооружение. Сегодня шестьдесят процентов самолетного парка российских ВВС составляют машины, разработанные в конструкторском коллективе, созданном в 1939 году и взращенном выдающимся советским авиаконструктором Павлом Сухим. Это истребители «ветвистого» семейства СУ-27, штурмовики СУ-25, фронтовые бомбардировщики СУ-24, самолеты палубного базирования СУ-33… Сегодня «ОКБ Сухого» является безусловным лидером российского авиастроения.

Горячка с пятнами

В 1812 году в Одессу пришла чума. Самая страшная эпидемия началась вскоре после заключения мирного договора между Российской и Османской империями. Торговля сделалась свободной, и целые стаи коммерческих судов из турецких портов хлынули в Одесский порт. 2 августа одесский полицмейстер Мавромихали собрал всех медиков на совещание по случаю эпидемии, случившейся в театральном доме (гостиница для актёров), в котором в тот момент жила гастролирующая в Одессе итальянская оперная труппа. Врачи, отправившиеся в этот дом, нашли, что все их опасения подтвердились: 3 актрисы уже умерли, а у служанки и дочери одной из актрис также были обнаружены все симптомы болезни. Одновременно с этим больные с такими же симптомами были найдены на Вольном рынке и в домах близ Александровского проспекта. За 3 дня умерло 8 человек. Везде признаки были одинаковы — горячка с пятнами, лёгкая передаваемость и невероятно быстрое протекание болезни. Главный доктор карантина Ризенко первый решился произнести слово «чума» (к тому моменту болезнь уже свирепствовала за Дунаем, на Кавказе и в Константинополе). К 31 декабря 1812 года в городе заболело чумой 4038 человека, умерло 2632, то есть Одесса потеряла каждого 9-го своего жителя. Тогда Одессу спасли жесткие карантинные меры, введенные градоначальником герцогом Ришелье.

Exit mobile version