Навигаторы млечного пути. Осенью, как и весной, день год кормит

Нынче у селян каждый час на счету. Все в поле. 
В поле мы застали и руководителя хозяйства «Агаповское» Николая Москалева.
На своей «Ниве» он мчался с одного участка на другой, контролируя работы. Комбайны между тем сноровисто убирали пшеницу.
Разговор наш так и прошел в ритме гонки по полям и ухабистым дорогам, больше напоминавшим направления, с небольшими остановками для комментариев увиденного.
ЗАО «Агаповское» сегодня – это многопрофильное предприятие, занимающееся растениеводством, овощеводством и животноводством. И хоть в поле вовсю шла уборка зерновых, Николай Москалев больше переживал за животноводство. Оно здесь молочного направления. Заботы о буренках отнимают до семидесяти процентов времени руководителя. За них у него в первую очередь «болит голова». И основные затраты хозяйства тоже связаны с крупным рогатым скотом.
– Это очень трудоемкое и затратное производство, – говорил Николай Геннадьевич, – при этом молочное животноводство на уровне области должным образом не субсидируется. А импортозамещение – пока на уровне разговоров.
Селяне, занимающиеся производством молока, по большому счету сводят концы с концами. Закупочная цена сырца мизерная – восемнадцать рублей пятьдесят копеек за литр.
– А какова, по-вашему, реальная? – спросила его.
– Двадцать пять-двадцать семь рублей за литр. Это экономически обоснованная цена. Деньги нам нужны для модернизации животноводства, для улучшения условий труда работников ферм, для строительства новых помещений. Иначе на селе молодежь не удержать, – уверен Москалев. – Дайте нам реальные закупочные цены, и субсидии не будут нужны. К сожалению, в области нас не слышат. Там упор сделали на развитие мясного животноводства. Нет и региональной программы возмещения капитальных вложений. Между тем только на модернизацию животноводческой составляющей необходимы сто миллионов рублей.
Такой перекос приводит к тому, что молочные фермы одна за другой закрываются. На юге Челябинской области осталось семь-восемь нормальных молочных хозяйств. К сожалению, не идут навстречу селянам и производственники. Магнитогорский гормолзавод, к примеру, по словам руководителя хозяйства, возит молоко из Башкирии.
Николай Москалев по образованию агроном, но сегодня так углубился в проблемы животноводства, что считает себя в большей степени животноводом, а не растениеводом. Хотя к растениеводству у него свой подход. Он не сторонник новомодных тенденций в обработке земли, когда ее не перепахивают, а лишь обрабатывают химикатами от сорняков и вредителей. Без перекопки, по его мнению, не обойтись. Те, кто следует моде, много теряют. Это показывает и статистика специалистов министерства сельского хозяйства Челябинской области. По их данным, в этом году в целом по Южному Уралу урожайность выше прошлогодней и составляет 13,4 центнера зерна с гектара. Тогда как в ЗАО «Агаповское» ожидается собрать 20 центнеров с га.
Урожай зерновых в этом году действительно неплохой, хотя погода и не баловала: в мае заливали дожди, потом трехнедельная жара сменилась низкими температурами, да и осадков было маловато. Вообще же за девятнадцать лет, что Москалев возглавляет хозяйство, десять лет стояла засуха. И все эти годы «Агаповское» выживало за счет животноводства.
– Молоко нам ежедневно приносит «копейку». Плюс к этому на мясо сдаем бычков и выбракованных по продуктивности коров, – продолжает животноводческую тематику Николай Геннадьевич. – Поэтому кормопроизводство сегодня в основе севооборота.
Это значит – на первом месте выращивание кормов для животных, а затем уже овощей и зерновых. В цене подсолнечник на семечки для производства растительного масла. Им в хозяйстве засеяно огромное поле – шириной девятьсот метров и длиной в два километра. Оно еще ждет уборки. И хоть затраты на возделывание подсолнечника очень большие, культура себя оправдывает.
ЗАО «Агаповское» сегодня крепко стоит на ногах. А когда Николай Москалев стал его генеральным директором, не знал, за что и хвататься. Времена были непростые. Поголовье коров маленькое. В день все стадо давало семьсот литров молока (сегодня семь тонн), техники не было. В общем, разруха. Теперь техники хватает. Трактора, комбайны даже собираются обновлять. Присмотрели белорусские, они хорошо показывают себя в поле, да и запчасти к ним легко найти. В отличие от немецких картофелеуборочных машин, детали для которых порой приходится ждать месяцами. Это непозволительная роскошь в разгар уборочной. Но в России машины для посадки и уборки картофеля не производят, поэтому от иностранных не откажешься.
Что касается кадров, то поначалу в тогда еще совхозе числились семьсот работающих, а продукции получали в два раза меньше, чем сегодня. Кто-то переехал в город, кто-то ушел на заслуженный отдых. Остались сто двадцать человек.
– Не случайно среди горожан бытует мнение, что на селе остались лишь нигде не востребованные люди, к тому же, мягко говоря, злоупотребляющие спиртным? – задала генеральному директору неприятный вопрос. Он даже оскорбился:
– Городские механизаторы по профессионализму, опыту рядом не стояли с нашими. Наши могут все! Коллектив механизаторов хозяйства стабильный, один из сильнейших не только в районе, но и во всей Челябинской области. Им и пить-то некогда. К нам на работу едут и из других деревень.
 
Ежедневно специально за такими работниками посылаем автобус. У нас даже есть два дояра – мужчины, в день в общей сложности доят пятьсот голов.
Зато на вопрос относительно заработной платы ответил уклончиво – достойная. Но, чтобы не было сомнений, пояснил:
– У наших работников не осталось автомобилей отечественного производства, все – иномарки. А посмотрите на дома – добротные, чистые, с хорошими крышами.
Кроме основной работы селяне занимаются еще и личным подсобным хозяйством. Держат бычков, выращивают за раз по семь-десять голов на мясо.
 
А руководство ЗАО «Агаповское» это только приветствует, помогает кормами.
Не мешали бы с проверками, больше бы времени оставалось на основную работу – не выдержал, пожаловался даже фанат своего дела Николай Москалев. За два месяца шесть плановых проверок прошли, включая Роспотребнадзор, ветеринарную службу, прокуратуру и прочие ведомства. А с другими проблемами он привык справляться сам, конечно, при поддержке своего коллектива.
Exit mobile version