Рождена быть женщиной. Поклонники актрисы Марины Крюковой поздравляют ёё с юбилеем

В исполнении этой актрисы зрители чаще всего видят характерных героинь второго плана. 
Но не запомнить эти яркие образы, даже если они всего лишь промелькнули в эпизоде, невозможно – так неповторимо и остроумно они сыграны. «Спектакль – это праздник», – повторяет Марина Крюкова известную фразу Вахтангова – высокое актерское достоинство не позволяет ей жить на сцене иначе. Там она счастлива, что бы ни происходило в этот момент в ее жизни.
– Театр для меня – «место силы». Удивительно, но даже зубная боль проходит на время спектакля, – рассказывает Марина Павловна.
Она говорит, что ей близки сложные и на самом деле очень серьезные жанры комедии (но настоящей, а не примитивно-«ржачной»!) и трагифарса, за который, кстати, не так уж часто берутся режиссеры. На столике в грим-уборной стоит любимый ею собственный портрет, подаренный кем-то из поклонников, – на нем Марина Крюкова запечатлена в комичном карнавальном костюме и гриме с какой-то вселенской скорбью на лице.
– Вот такая я и есть, здесь меня точно «поймали», – признается актриса.
Но зрителям знаком и блестяще воплощенный ею в «Темных аллеях» образ лирической героини с трагической судьбой. Это, к сожалению, единственный такой образ в судьбе актрисы, за который она очень благодарна режиссеру Тимуру Насирову. Эта «женская роль второго плана» прозвучала монологом в исполнении Марины Крюковой столь чисто и пронзительно, что была признана лучшей сначала на областном фестивале «Сцена», а потом и на фестивале «Волжские театральные сезоны» 2014 года – и это на фоне спектаклей многих ведущих театров России. Именно «Темные аллеи» будут бенефисным спектаклем в честь юбилея актрисы.
Марина Крюкова восхитила и в потрясающем образе русской казачки из историко-художественного фильма Игоря Гончарова «Гидра». А искушенный зритель вполне может представить ее органичной и в других амплуа – чем она, к примеру, не надменная императрица с гордым профилем и прожигающим взглядом? Есть стать, порода и оригинальная фактура – не зря, например, во «Времени женщин» Алексея Вотякова Марина Павловна играет бывшую даму «из благородных».
И, кажется, на роль любой, даже самой удивительной женщины в ее душе хватит чувств, силы, понимания, глубины. Многоликая и разноплановая – часто грустит и рефлексирует, порой остро переживает любую несправедливость, ударяется в «достоевщину», не находит сил принять мир таким, какой он есть. Порой пытается осмыслить его поэтически и изменить к лучшему единственным доступным способом – своим ремеслом.
– Театр – «двигатель», – говорит Марина Крюкова. – Он провоцирует на что-то, приглашает к диалогу.
Но бывает, на сцене любит просто «похулиганить». И вдыхает жизнь полной грудью, жадно осваивает новые земли, впитывает впечатления от встреч с людьми, живущими необыденно, интересно – именно этим прежде всего запомнились съемки в кино. Сильная, с мощной энергетикой, в то же время трогательная и ранимая, иногда неуловимая, сложная, противоречивая. Все это – трудно выразимое словами впечатление о ней, о Марине Крюковой.
Сама она говорит, что мир воспринимает по-женски. И в содержание любой роли ей проще входить через форму – то есть, облачившись в костюм и загримировавшись, – это тоже очень по-женски.
Когда-то долго не могли определить ее актерский типаж члены приемной комиссии театрального отделения. За свое призвание пришлось бороться.
Час пробил, когда ее разглядел, «угадал» и взял на свой курс сам Леонид Калиновский, бывший режиссер театра имени Вахтангова, ныне находящийся в почетном пантеоне основоположников актерской школы легендарной «Щуки». Так Марина Крюкова стала студенткой Красноярского института искусств. И это, конечно, стоило того, чтобы ждать, – Леонида Владимировича Марина Павловна считает одним из главных в своей жизни учителей, которому обязана тем, что состоялась в профессии.
Но к выбору вел большой путь. Свою роль здесь сыграли родители, с детства привившие трепетную любовь к литературе и музыке, а любовью к театру «заразила» будущую актрису педагог театральной студии Дома пионеров из Новосибирска Таисия Посохова. У нее Марина Крюкова занималась с седьмого класса и научилась не только азам актерского мастерства. В студии часто беседовали начистоту о театре и о жизни, любви, справедливости и других важных вещах, ставили довольно серьезные спектакли – «Барышню-крестьянку», «Маленького принца».
В Магнитогорск Марина Крюкова приехала вместе с однокурсницей Надеждой Лавровой в 1992 году по приглашению Валерия Ахадова и Владимира Досаева – в то время соответственно главного режиссера и директора нашей драмы. Как часто бывает, приехала ненадолго, а осталась навсегда. Со временем пришло понимание, что главное – не география, а люди, которые рядом и с которыми интересно вместе работать. Счастливыми были моменты сотворчества с замечательными режиссерами Львом Эренбургом, поставившим нашу «Грозу», награжденную «Золотой маской», Вячеславом Кокориным, Валерием Ахадовым, Александром Кладько, Сергеем Пускепалисом, Григорием Козловым и другими бесконечно преданными театру людьми.
Григорий Козлов пригласил Марину Павловну преподавать на своем курсе в Магнитогорской консерватории сценическую речь, и с тех пор это тоже одна из важных составляющих ее жизни. В работе с начинающими актерами ей очень помогает литература, а в особенности так любимая ею поэзия – «букет эмоций, чувств, смыслов», где каждое произведение может являть собой целую человеческую историю в сжатой, сконцентрированной форме – почти как театральный спектакль.
Exit mobile version