Окончить факультет иностранных языков Магнитогорского педагогического института всегда означало быть одновременно хорошим переводчиком и педагогом.
Той базы, которую здесь дают, хватает с избытком, чтобы свободно общаться с носителями английского, немецкого и французского языков, писать статьи в иноязычные газеты, делать научные доклады на международных конференциях. Крепкими знаниями выпускники, конечно, обязаны сильнейшим преподавателям факультета, слаженной, отработанной по новейшим технологиям системе обучения, неповторимой творческой атмосфере, царившей на четвертом этаже педагогического вуза, и непременно декану профессору Галине Ивановне Васиной, умевшей давать конструктивные импульсы учебной и общественной жизни факультета. Всю сознательную жизнь Галина Ивановна отдавала студентам, двадцать из них, то есть четыре выборных срока, возглавляла факультет иностранных языков.
Под розой вeтров
Шахтерский поселок Роза, где родился будущий декан, теперь известен тем, что там побывал наш президент Владимир Путин. Не по самому хорошему поводу – вниз по склону Коркинского разреза стали сползать жилые строения шахтеров.
«Жизнь наша протекала как в фильме «Девчата»: все видно, слышно и натуралистично», – вспоминает моя собеседница. С рождения тихая девочка не доставляла хлопот окружающим. Наверное, с тех самых пор у Галины Ивановны появились такие черты характера, как склонность к анализу и неумение повышать голос даже в самых экстремальных ситуациях.
В школе она, конечно, была примерной ученицей. А в пятом классе подружилась с мальчиком, который спустя много лет стал ее мужем. Недавно пара отметила «золотую» свадьбу. Правда, сначала девочка и не подозревала о чувствах хулиганистого мальчишки, который все время подставлял ей ногу на катке, и она все время падала, так и не научившись хорошо кататься на «снегурках», надетых прямо на валенки.
Хочу быть учитeлeм
Имея за плечами четыре класса церковно-приходской школы, мама Галины считалась самой образованной в селе. В годы Великой Отечественной войны соседи просили ее почитать письма с фронта, поскольку сами были неграмотны. У маленькой Галины очень рано появилось желание стать учительницей. Но когда после школы она сдала экзамены в Челябинский пединститут и подошла к списку принятых в вуз абитуриентов, ее фамилии там не оказалось. «Я развернулась и уехала в свой поселок», – говорит Васина.
Год она работала пионервожатой и лаборантом, пока завуч школы, оказавшись в областной столице, не поинтересовался у челябинских преподавателей, как такая умная и грамотная девочка не смогла пройти вступительные испытания. И тут выяснилось, что произошел казус – техническая ошибка, Галина уже давно могла бы учиться в Челябинске. Но в это время желания девушки уже разрывались между русским языком с литературой и иностранными языками. И когда она прочитала в газете, что в Магнитогорском пединституте открывается филологический факультет, где студентов будут готовить сразу по этим двум специальностям, она немедля подала туда документы.
Училась и учила
Годы учебы на факультете под управлением декана Eвы Лозовской стали хорошей школой для будущего лингвиста. Будучи студенткой третьего курса, она уже преподавала немецкий язык в Магнитогорском музыкальном училище, где познакомилась с такими колоритными личностями, как Семен Эйдинов и Нина Кондратковская. Помимо учебы на факультете Галина посещала знаменитую студию Павлова. Нет, она не рисовала, но жадно впитывала в себя знания по истории живописи. Не случайно позже, в свою первую загранкомандировку в 1974 году, первым делом воспользовалась возможностью посетить Мюнхенскую картинную галерею.
Как только Галина Васина закончила обучение, филологический факультет Магнитогорского пединститута снова разъединили. Eва Лозовская очень хотела бы видеть в составе своих преподавателей успешную выпускницу. Но не было вакансии, и девушка ушла учить студентов на инфак. Когда через год освободилось место на факультете русского языка и литературы, уже сама Галина Ивановна не захотела покидать полюбившуюся работу.
Как вторая мама
Кстати, английский язык Галина Ивановна освоила самостоятельно, когда пришлось сдавать кандидатский минимум. Выбрала одного из классиков английской литературы, взяла словарь и так, записывая новые слова и выражения, стала читать страницу за страницей. За несколько месяцев она выучила язык настолько, что уже могла на нем свободно разговаривать. Конечно, такие способности даются не каждому…
В ее преподавательской работе со студентами было всего два перерыва – когда вместе с мужем, наладчиком металлургического оборудования, она уезжала в Болгарию и Турцию. Воспитание двух сыновей умело совмещала с необходимостью отдавать свои силы и энергию студентам, которые считали ее чуть ли не второй мамой. Однажды одна из них даже попросилась пожить в ее доме.
Дeкан, прeподаватeль…
Когда Галину Ивановну выбрали деканом, она без лишней суеты стала выстраивать общую политику факультета. При ней он приобрел новое качество – перерос в факультет лингвистики и перевода, по окончании которого студенты получали дипломы и учителей иностранного языка, и переводчиков, и лингвистов-теоретиков. Теория обязательно шла в сопровождении языковой практики. На базе факультета постоянно проводились научно-методические конференции, которые собирали специалистов из многих городов. Все они давали высокую оценку организации занятий, самой обстановке, которая здесь царила. Магнитогорские преподаватели поддерживали тесные контакты с Германией, в частности, Гете-институтом, Англией, Францией, получали оттуда необходимую литературу, принимали иностранных гостей. Студенты на целое лето уезжали в Америку по программе «ворк-трэвел».
Одновременно с руководящей деятельностью профессор Васина проводила занятия и лекции, которые считались самыми посещаемыми в вузе. Когда столкнулась с тем, что молодежь стала меньше читать художественную литературу, она ввела новый предмет – МХК, который не входил в ее учебную нагрузку. И каждый раз давала обязательный список из 19 книг, по которым потом детально беседовала с каждым студентом.
«Васина объeдинила вeсь союз»
Из своих зарубежных поездок Галина Ивановна особо запомнила ту, которая состоялась еще в составе советской делегации в 1992 году. В группе находились преподаватели из Прибалтики, среднеазиатских советских республик, глубинки России. И уже тогда чувствовалось нарастающее отчуждение между представителями разных народов. Был среди них крепкий грузин по имени Самсон. Как-то по дороге в один из немецких вузов Галина Ивановна разговорилась со своей соседкой о творчестве Гете, Шиллера и Гейне. Шедший рядом Самсон лишь усмехнулся: что может знать маленькая женщина из «глухого» Магнитогорска? Но едва он вступил в дискуссию с Галиной Ивановной, понял: перед этим преподавателем не стыдно и шляпу снять. Что и сделал. Кроме энциклопедической образованности все оценили и характер магнитогорки – своими выдержанностью и доброжелательностью она смогла сплотить всю группу. «Галина, – услышала она по завершении поездки, – ты объединила весь Союз. И почему ты не работаешь министром иностранных дел?»
«За все успехи, которые случились в моей жизни, я должна благодарить тех хороших людей, которые меня окружали», – признается Галина Ивановна. Только что она отметила юбилей. В ближайших планах – книга о родном факультете, в ее создании помогут собственные дневниковые записи, воспоминания тех людей, которым посчастливилось здесь учиться или преподавать.