Кто придумал свод законов, кого благодарил Гитлер перед нападением на СССР, и какую советскую машину уважают в тропиках, рассказывает «МР-инфо».
Свод законов
26 июля 1648 года царь Алексей Михайлович созвал боярскую думу и совет патриарха. На высоком собрании решалось, что нужно сделать, чтобы водворить порядок и правосудие в государстве, чтобы “всяких чинов людям, от большого до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем равна”. Боярину князю Одоевскому с четырьмя помощниками поручили собрать все старые законы (Судебник 1550 года, дополнительные к нему указы и статьи из Кормчей книги времен Киевской Руси) и привести их в порядок – систематизировать, исправить и дополнить. Итогом этой работы должен был стать новый полный свод законов – Уложение. Срок для создания документа молодой царь определил минимальный – уже к 11 сентября было велено созвать Земский собор для рассмотрения проекта и принятия нового Уложения.
Армия без головы
26 июля 1938 года глава НКВД Ежов направил Сталину список на 138 командиров РККА и ВМФ, подлежащих расстрелу. Сталин и Молотов наложили резолюцию: «За расстрел всех 138 человек».
Маршал Советского Союза А. М. Василевский полагал, что репрессии 1937 года сыграли значительную роль в истории СССР: «Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл».
Лев Троцкий дал свою оценку масштабам репрессий. 13 марта 1939 г. он писал: «Сталин истребил цвет командного состава, расстрелял, сместил, сослал около 30 000 офицеров». Во время обсуждения планируемого нападения на СССР, часть генералов пытались убедить фюрера, что ввязываться в войну с русскими преждевременно. Гитлер ответил: «80% командных кадров Красной армии уничтожены. Красная армия обезглавлена, ослаблена как никогда, это главный фактор моего решения. Нужно воевать пока кадры не выросли вновь».
Экспортный грузовик
26 июля 1963 года – на Горьковском автозаводе были изготовлены первые опытные образцы автомобиля ГАЗ-53. С последующими модификациями — самый массовый грузовик на территории СССР. Общий выпуск составил свыше 4 млн. автомобилей. Экспортные версии ГАЗ-53-50 (тропическое исполнение) и ГАЗ-53-70 поставлялись во Вьетнам, Кубу, Лаос, Монголию, КНДР, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Чехословакию, Финляндию, Югославию. В 1967-1991 годах производство ГАЗ-53 из машинокомплектов производилось на предприятии «Мадара» в городе Шумен (Болгария). Эта машина за долгие годы эксплуатации зарекомендовала себя технически простым, ремонтопригодным, надежным грузовиком. Его можно отремонтировать «в поле», дешевые запасные части на рынке в изобилии. При должном уходе за двигателем (своевременная замена масла и фильтров) ресурс до капитального ремонта составляет 400000 километров. ГАЗ-53 все еще остается в строю.