А у вас есть «дневник чтения»? По итогам акции «Я читаю своим детям» библиотекари провели «круглый стол»

Главной целью акции, состоявшейся в рамках программы летнего чтения «Книжная дверь в лето», разработанной специалистами Централизованной детской библиотечной системы Магнитогорска, стала поддержка родителей, приобщающих детей к чтению.
Читающие семьи, отвечая на вопросы, предложенные им библиотекарями подразделений детской сети, описывали свои истории и традиции семейного чтения. Родители, дедушки и бабушки рассказывали в «дневниках чтения» о домашней библиотеке и любимых книгах своей семьи, о роли книг в жизни детей и внуков. Вопросы анкеты натолкнули многих на серьезные размышления: как привить ребенку любовь к книге?
Итогом акции стал «круглый стол» «Я читаю своим детям», который прошел в детской библиотеке №9. Дневники чтения стали поводом для обсуждения, обмена мнениями и опытом. Это был и диалог родителей с библиотекарями во главе с директором централизованной детской библиотечной системы Магнитогорска Галиной Бубновой – ценный момент «обратной связи». Ведь, по большому счету, именно в читающей семье растут читающие дети, и круг чтения детей чаще всего определяют родители. А потому работа библиотеки с семьей – важное условие популяризации детских книг.
Семейные традиции чтения разнообразны: кто-то устраивает вечерами «литературное кафе» с домашними пирогами, сказками и их обсуждением, кто-то готовит театральные постановки. Где-то принято дарить книги на праздники или сочинять собственные сказки и придумывать продолжения к прочитанным книгам.
Одна из мам поведала трогательную историю о том, как постановка по «Фантазерам» Носова с костюмами и декорациями из простыней и бинтов скрасила больничные будни ее сына. О больнице, куда мальчик попал с довольно серьезным диагнозом, у него остались самые светлые воспоминания… Книга не только просвещает, но и поддерживает, воспитывает, развивает, дает жизненные ориентиры и даже семью укрепляет –
свидетельствуют родители.
«Когда вечером вся наша семья собирается дома, мы не включаем телевизор или компьютер, мы читаем вслух книги, – пишет в «дневнике чтения» Наталья Дюсмекеева (ее дети – читатели детской библиотеки №8). – Эта традиция укрепляет семью, сплачивает. Рассказ девочки из группы детского сада об отдыхе в Греции подтолкнул дочь Лизу к знакомству с этой страной. А чтение перед сном древнегреческих мифов вдохновило ее на создание мультика о жизни греческих богов «На Олимпе». Теперь она примечает Грецию всюду». «Я считаю, что для ребенка книга гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Ведь именно книга может научить дружелюбию, честности, отзывчивости, смелости», – уверена Юлия Гибадулина (детская библиотека №8).
«Прочитав научно-приключенческую повесть «Джордж и тайны Вселенной» Люси и Стивена Хокингов, Ваня увлекся космосом. С каким восхищением он перечитывал названия звезд, рассматривал завораживающие иллюстрации! А после прочтения «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого твердо решил стать летчиком. Ему только тринадцать. Ваня ищет себя, и книги ему помогают в этом», – рассказывает Рауза Хуснуллина (детская библиотека №10).
«Книга дает возможность домыслить, дофантазировать, в отличие от телевизора или компьютера. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону личности, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе», – пишет Наталья Кощеева (детская библиотека №10).
«Я очень люблю читать своей дочери. Мы с ней всегда обсуждаем прочитанное, она задает вопросы. Мы вместе с Эночкой смеемся, грустим и даже плачем иногда», – делится своим опытом Ксения Фехми (детская библиотека №3). «Дети подземелья» Короленко заставили меня рыдать, хотя в свои школьные годы не вызвали ни одной эмоции. «О чем говорят цветы» Жорж Санд, пересказанные дочерью, вызвали философские размышления», – рассказывает Светлана Солохина (детская библиотека №9).
«Почему бы учителям начальных классов не пропагандировать умение работать с книгой в старших группах детского сада? За каждой школой и библиотекой нужно закрепить детские сады, использовать опыт родителей и педагогов, – предлагает Виктор Поляков. – Очень важно каждому ребенку для полноценного развития прочитать в нужное время нужную книгу. По поручению президента РФ был составлен список книг для внеклассного чтения. Но в нем почему-то отсутствуют произведения Беляева, Короленко, Крылова, Гоголя, Лермонтова, Ершова, Макаренко, Зощенко, Пушкина, Пастернака, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Шолохова, Чехова, Лондона, Стивенсона, Жюля Верна, Линдгрен, Уэлса, Дюма, Шекспира, Дефо, Родари, Экзюпери, Киплинга, Стендаля…
В каждой школе города, и даже в классных параллелях, почему-то ученикам выдают разные списки литературы для чтения. Я согласен, списки могут отличаться, но основные знаковые произведения должны присутствовать в каждом! Прошу вас, профессионалы библиотечного труда, укажите дорогу. Дайте хотя бы минимальный перечень произведений, который необходимо прочитать нашим детям!»
«Страсти по списку» кипят на многих родительских форумах. Там критикуют «президентский» перечень, вспоминают «золотой список» Сухомлинского, предлагают свои варианты и критерии отбора, спорят о том, какого человека мы должны получить «на выходе»… На «круглом столе» свои рекомендации по этому поводу дала заведующая отделом комплектования и обработки книг МКУК «ЦДБС» Людмила Миронова. В ее «списке» – библиографические пособия, изданные в последние десятилетия в России, и в частности Магнитогорске, а также интернет-ресурсы, посвященные детскому чтению, содержащие массу рекомендаций, в которых так нуждаются сегодня родители, неравнодушные к будущему своих детей. Эту информацию может получить каждый в своей детской библиотеке.
Exit mobile version