Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения бывшего главного редактора «Магнитогорского рабочего» Валерия Кучера.
Валерий Кучер – журналист, публицист, историк-исследователь, писатель-документалист, общественный и политический деятель. Был заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Магнитогорского горкома КПСС, собкором газеты «Челябинский рабочий» по Магнитогорску, главным редактором «Магнитогорского рабочего» (1983 – 1990 гг.), газеты Совета Министров и Правительства России «Российские Вести», научно-политического журнала «Государственная служба» Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ.
Являлся народным депутатом СССР от Союза журналистов СССР, начальником Управления информации и пропаганды Главного программно-аналитического управления Администрации Президента РФ. Член Союза журналистов СССР, Союза журналистов России, Союза писателей Москвы, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Действительный Государственный советник 2-го класса.
В 2004 году защитил диссертацию на звание кандидата исторических наук по теме «Формирование директорского корпуса предприятий металлургической промышленности в конце 20-х — начале 50-х гг. XX века». Автор книг, посвященных истории Магнитогорска, Магнитогорского металлургического комбината и партизанского движения Брянщины в годы Великой Отечественной войны. Библиотеке №15 города Брянска присвоено имя Валерия Кучера.
«Мы ждем перемен!»
Одним из самых ярких периодов жизни Валерия Николаевича было время его редакторства в «Магнитогорском рабочем». Кучер возглавлял коллектив редакции в непростые перестроечные годы и сумел сделать газету рупором перемен, происходящих в стране, помогающим читателям ориентироваться в быстро меняющейся действительности. О том, как это было, рассказывают материалы из личного архива Валерия Николаевича, дневниковые записи, документы, выступления, газетные статьи, письма, а также материалы из неопубликованной книги его вдовы Ларисы КУЧЕР «Штрихи к портрету Валерия Кучера». О времени «МР» нам расскажут выдержки из выступлений «заочной редакционной летучки», участие в которой приняли члены коллектива редакции тех лет.
«В начале 1980-х годов Валерий Николаевич прошел стажировку для идеологических работников при ЦК КПСС, где высокопоставленные чиновники центрального аппарата, ведущие специалисты министерств, политики, ученые объективно раскрывали складывающуюся картину политической, экономической и социальной жизни страны. Не затрагивать острые темы они не могли. Это и помогло Кучеру глубже рассмотреть, понять и правильно оценить ситуацию, а соответственно, роль газеты в этот период для общества, для читателей. Это значило, что и газете, и работе всего коллектива требовалась перестройка… Кучер спешил: неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения не могли не вызывать тревогу, озабоченность и активные действия. Время поджимало…» (Лариса Кучер).
«Как-то мы спелись. Мы – имею в виду прежде всего ту часть редакции, которая тогда сделала «Магнитогорский рабочий» одной из лучших газет страны. Мы поняли друг друга, научившись видеть и ценить главное. Не без шероховатостей, конечно, и не сразу… Мы вместе очень точно попали во время. Оно нас раскрепостило» (Владимир Мозговой).
«Нет газеты вообще. Есть Мозговой, Карелины, Тюплин. У каждого свой голос, свои подходы. А нас меряют одной меркой», – говорил Кучер. Работать с ним было трудно.
«Школа советской журналистики местоимения «я» не признавала. Валерий Николаевич требовал обратного. В газете должна быть сшибка мнений. Гни свою линию, если уверен…» (Сергей Кочанов).
«Валерию Кучеру удалось не сразу и не без труда придать ежедневным редакционным «летучкам» форму полемики, безболезненного спора и столкновения мнений. Он создал для сотрудников максимально возможные условия для творчества, инициативы каждого, кто был способен ее проявить» (Геннадий Свентицкий).
«Слаженность в работе, взаимопонимание, взаимовыручка и взаимоподдержка сплотили коллектив, создали комфортный климат и уютную обстановку для творческого самовыражения. Началась яркая, насыщенная, интересная, звучная жизнь газеты «МР», с этого времени начался отсчет пика возрастающей известности и популярности» (Л.Кучер).
«Я в то время начала писать социальные очерки, и Валерию Николаевичу пришла идея – направлять их в Москву, министрам, чтобы кардинально решать те или иные вопросы. Я строчила очерки под названиями «Фирменный поезд», «Взлетная полоса», «Гостиница», «Бесплатное лечение», «Последний путь», «Старики». Редактор писал сопроводительные письма на фирменном бланке. Самое поразительное, что вскоре ответы начали приходить!» (Шелли Шрайман (Татьяна Леус).
«Мы все, от редактора до корректоров, в течение нескольких лет выстраивали, по сути, новую газету. За всеми творческими, организационными победами редакционного коллектива тех лет, а их было немало, стоял наш безусловный лидер, авторитет которого и среди журналистов, и в городе был очень высок, – В.Н. Кучер» (Евгений Верников).
«Мои замечательные собратья не думали о высоких материях и революции в журналистике, но мы, по сути, ее делали. То, что газета могла раскрутить маховик запуска фирменного поезда «Магнитогорск-Москва» усилиями Тани Леус, служит лучшим подтверждением курса «МР» и видимых, осязаемых изменений. Тому, как Леша Тюплин неподражаемо смешно и грустно отразил уходящее время в своей «командировочной» повести, могли позавидовать и мастера жанра. Да каждый из нас выдавал по максимуму и по-своему» (В. Мозговой).
«Я уйду, – жаловался коллега. – Не могу каждый день лезть на амбразуру». С термином он переборщил. Какая война? Выборы директора калибровки? Забастовка на строительстве конверторного? Бунт алкоголиков в ЛТП? Нормальная жизнь нормального репортера. Нас так настраивал главный…» (С. Кочанов)
«Мы продирались к свободе высказывания, пусть и дарованной сверху. Это во многом и сделало «МР» феноменом второй половины 80-х не только для Магнитогорска. «МР» кучеровских лет стал интеллектуальным центром городской жизни, он не фиксировал демократические перемены, а сам был едва ли не лучшим их воплощением и двигателем. В то время, когда ведущие издания страны вскрывали язвы и славили свободу в исторически глобальном аспекте, «МР», не отставая от времени, одновременно вел линию на конкретность изменений. И этим газета разительно отличалась от большинства других… Руша старое, очень мощно работали на позитив. Соединение редкое, почти невозможное…» (В. Мозговой).
Прощай, оружие!
Что же сформировало личность и характер Валерия Кучера? Немало жизненных испытаний было на его пути. Лишь о некоторых малоизвестных отрывках его биографии мы сможем поведать на страницах газеты, основываясь на материалах семейного архива, бережно сохраненных вдовой Валерия Николаевича Ларисой Константиновной.
Одна из таких страниц – армейская служба, проходившая в Подмосковье и Белоруссии. Валерий Кучер отличался от основного контингента строительного батальона, чем и завоевал авторитет у сослуживцев: парни из сельской местности с удовольствием слушали его рассказы о жизни на Украине, об истории, географии, театре, литературе.
Всё свободное от службы время Валерий Кучер проводил в библиотеке. Конец 1950-х – начало 60-х, времена хрущевской оттепели, оказали влияние на всплеск интереса советского читателя к произведениям зарубежной литературы. В этот период в свободном доступе оказались наиболее яркие произведения известных и популярных писателей ХХ века – Сэлинджера, Мердока, Камю, Амаду. Но наибольшую популярность завоевал Эрнест Хемингуэй. Его произведения, наполненные воздухом свободы и пацифизма, были востребованы после десятилетий сталинского режима. Книги Хемингуэя «Прощай, оружие!», «Старик и море», «Какими вы не будете», а также Эриха Марии Ремарка – «Три товарища», «Время жить и время умирать», «Триумфальная арка» – не могли пройти мимо Валерия Кучера. Он перечитывал их снова и снова, нарушая все законы службы, и делился впечатлениями с ребятами. Не всем по нраву был этот самостийный «литературно-дискуссионный кружок».
И притеснения были. Кучер испытывал их от куратора отряда, сержанта-сверхсрочника: ему не нравилась ни правильная речь, ни начитанность, ни некоторые привычки, а найти нарушения не составляло труда. Кучер не мог терпеть всякую несправедливость, не в его характере было оставаться в стороне. За что, конечно же, нёс наказания – и наряды получал вне очереди, и на «губе» сидел.
Крутой поворот
Валерий Николаевич был демобилизован 30 ноября 1963 года, отслужив три года в рядах Советской Армии. В 22 года у него произошла «перезагрузка»: он точно знал, что делать дальше. Тяга к жизни, потребность в личностном росте, желание самовыражения и успеха, необходимость образования, – всё это помогло найти своё место в жизни. Первое, с чем вернулся Валерий Кучер в Магнитогорск – твёрдое намерение получить высшее образование.
Горно-металлургический институт считался престижным вузом и будущее после учебы рисовалось заманчивым. Пришло решение устроиться в горный институт поработать, присмотреться, определиться с факультетом. Валерий Кучер был принят в штат научно-исследовательского сектора лаборантом, в мае 1964 года стал старшим лаборантом. Готовился к поступлению.
Но вдруг в самый последний момент он всё круто изменил и подал документы в Магнитогорский государственный педагогический институт. Металлургия не победила гуманитарную натуру! И Валерий Кучер стал студентом литературного факультета дневного отделения Магнитогорского государственного педагогического института.
Факультет русского языка и литературы, старейшее подразделение вуза, всегда славился прекрасными кадрами. В те годы его коллектив пополнился новыми преподавателями: пришли Касьянова, Занадворова, Петрова, Хрулёва, Сенкевич, Глухих, Заманский и многие другие учёные, которые не только способствовали укреплению традиций, заложенных предшественниками, но и сделали всё возможное для создания мощной научной базы, необходимой для академической подготовки будущих специалистов, определили основные научные направления в работе факультета. С 1961 года деканом факультета стала Ева Лазаревна Лозовская.
Учебная программа литфака включала более 45 предметов, множество различных спецсеминаров, спецкурсов, курсовых по ведущим дисциплинам, научные исследования, практику в школах и пионерлагерях. Учеба и общение с высококвалифицированным коллективом педагогов оказали очень сильное влияние на Валерия Кучера, его взгляды, критерии, интересы, понимание самого себя.
К неведомому и недозволенному
Яркие личности, ведущие специалисты в своей области, интересные своим жизненным опытом, умеющие увлекать, находить понимание и общий язык со студентами создавали творческую, демократичную и уважительную атмосферу на факультете. Да и обстановка хрущевской «оттепели» всё ещё витала в воздухе. Валерий Николаевич с завидным желанием и удовольствием, жадно и азартно впитывал в себя всё и сразу, что слышал, видел, читал… Было увлекательно пробовать себя в поиске нового, смелых решениях, неординарных подходах.
Достоинством и силой факультета являлось то, что образование было неотделимо от науки. Уже с первых курсов студенты получали возможность заниматься исследовательской работой, здесь царила особая атмосфера научного интереса и поиска.
Этот новый вид творческой деятельности не мог не увлечь студента Валерия Кучера. На интуитивном уровне он внедрялся в неизвестное, неведомое, не разработанное или недозволенное и с огромным усердием и настойчивостью осваивал. Валерий Николаевич написал ряд интересных исследовательских работ по малоизвестным и слабоизученным произведениям не разрешённых, а значит, не пропагандируемых авторов: Бориса Пастернака, Владимира Тендрякова, Януша Корчака.
Этих писателей объединяло постижение мира человека, что совпадало с жизненной позицией Валерия. Пастернак и Тендряков были запрещёнными в СССР писателями. Но сдаться без боя было не в кучеровском характере.
Работа Валерия Кучера о Борисе Пастернаке была написана в 1966 году, а реабилитирован писатель был лишь в 1987 году! Первая проба в области исследовательской работы второкурсника была отмечена отличной оценкой и получила хорошие отзывы.
Владимир Тендряков – самый востребованный писатель второй половины 1950-х годов, но не самый любимый и известный. С 60-х годов у Тендрякова начались проблемы с советской цензурой, многие его произведения попадали в стол и опубликовались только во время перестройки. Работа Валерия Кучера была написана в 1967 году, на третьем курсе. После успешной её защиты на литфаке МГПИ исследование было представлено на областной научной конференции. Там Валерию Кучеру пришлось выдержать резкое несогласие оппонентов, доказывая верность своих выводов.
Студенту Кучеру не разрешили бы вынести на защиту столь острые, спорные, животрепещущие темы, если бы за его спиной не стояли такие высокопрофессиональные, творческие, талантливые и маститые педагоги, как Е. Л. Лозовская, декан факультета, преподаватель зарубежной литературы И. В. Петрова, преподаватель литературы советского периода – золотой фонд факультета, куратор группы.
Валерий Николаевич анализировал творчество писателей, ориентируясь на себя, потому что ощущал некоторую общность во взглядах. Его научные выводы порой опережали время. Забегая на много лет вперед, нельзя не заметить, что такой подход к исследованию, когда главным критерием выступали этические нормы, и, прежде всего, человеческая совесть, имел успешное продолжение в зрелые годы, когда Валерий Николаевич занялся исследованием истории и написанием книг.
Неупущенные возможности
Судьба была благосклонна к Кучеру и дарила ему самые разнообразные возможности, которые почти не были им упущены. С огромнейшим удовольствием в студенческие годы он занимался на режиссёрско-драматическом отделении факультета общественных профессий, которым руководила актриса городского драматического театра имени Пушкина Мартынова.
Валерий входил в сборную команду вуза по волейболу, на спортивно-тренерском отделении факультета общественных профессий получил специальность руководителя школьной волейбольной секции.
Был активен во внеучебной жизни. Будучи членом комитета ВЛКСМ института, который рекомендовал его в состав городского комитета ВЛКСМ, имел поручение организовать работу местного молодёжного радио «Юность Магнитки». Еженедельная радиогазета стала вещать о жизни и учёбе студентов, трудовых буднях молодых рабочих. Валерий Николаевич был в числе первых организаторов вузовской многотиражки «Педагог», пробовал себя диктором новостных передач магнитогорского телевидения. Может, этот опыт оставил след, зародил интерес к журналистике?
Всё свободное время Валерий Кучер отдавал чтению. Любимым был читальный зал библиотеки левобережного Дворца культуры металлургов, где библиотекари подбирали ему насущное, удивительное, редкостное, неизвестное… В эти же годы Валерий начал собирать свою библиотеку, у него был любимый магазин, где ему тоже оставляли новинки для просмотра. Это начинание переросло в пожизненное увлечение: домашняя библиотека Кучера насчитывает более двух тысяч томов.
Поповская школа
Уже было понятно и известно, что у Валерия Кучера будет свободное распределение и самостоятельное трудоустройство в городе. И однажды его посетила мысль: а почему не поработать в сельской школе, не апробировать свою самостоятельность? Подумал и сделал.
Ему предоставили такую возможность в селе Попово Челябинской области. Валерий Николаевич был принят преподавателем русского языка и литературы в 5-8 классы. Нагрузка получалось большой: два предмета и 8 учебных программ, а ещё проверка тетрадей, внеклассная работа и классное руководство в 7 классе!
Начались педагогические будни: уроки, подготовка к урокам, проверка тетрадей, индивидуальная работа с отстающими, коих было немало. Литература не вызывала больших затруднений у учеников: уроки Валерия Николаевича по литературе проходили на одном дыхании и увлекали весь класс. А вот уроки русского языка, при всей старательной подготовке учителя, необычности заданий, введении новых форм уроков и проверки знаний, у части учеников не вызывали ни интереса к предмету, ни желания его изучать, ни понимания всей нужности знания родного языка. Интересно, что и родители не стали помощниками учителю, потому что в своём большинстве сами были безграмотны и к обучению относились пренебрежительно. Вот и возник ещё один вид работы: работа с родителями.
В 7 классе был ученик, который не один год обучаясь, не мог его закончить. В разговоре его мама сказала: «Николаич, ну что он, говорить не умеет?! Знаешь, как он хорошо работает у нас скотником после школы?! И все его понимают – и люди, и коровы…» Ученик получил «заслуженную тройку». Но просто закрыть глаза и нарисовать оценку Валерий Николаевич не мог. А заставить ученика заслужить – сумел: после уроков под его присмотром тот переписывал учебник русского языка. А вообще у Валерия Кучера с детьми сложились добрые и дружеские взаимоотношения. Ещё год-полтора длилась их переписка.
«Ни тогда, ни потом не жалели мы об этом годе, не считали его пустым, никчемным, бесполезным или потерянным. Он, как переходный мостик, помог утвердить жизненные позиции, расставить приоритеты, уверовать в свои возможности, целеустремлённость, самостоятельность и силу!» – пишет Лариса Кучер.