Романтики Бронзового века. Фестиваль исторической реконструкции состоялся на Южном Урале

Каким был Южный Урал 4 тысячи лет назад? Об этом рассказал фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима». В прошлое отправился и корреспондент «Магнитогорского рабочего».

Попробовать зажаренного на костре барана, сделать себе древний музыкальный инструмент или каменный нож, потренироваться в написании египетских иероглифов и найти на раскопе почти настоящий артефакт – все это и многое другое смогли участники фестиваля исторической реконструкции «Пламя Аркаима».

Остановка: бронзовый век

Уже пятый год этот фестиваль, как машина времени, отправляет своих гостей в древние времена. В этот раз мы перенеслись на 4 тысячи лет назад, в Бронзовый век, когда в этих самых краях древние индоевропейцы мчались по степи на колесницах, отливали из бронзы, выплавленной в домашних металлургических печах, орудия труда, оружие и украшения.

Однако реконструкторы, приехавшие на фестиваль с различных концов страны, культурой южноуральских кочевников не ограничились. Тема бронзового века была представлена в контексте мировой истории: мастер-классы, конкурсы, зрелищные бои и сам внешний облик людей той эпохи из различных мест, включая Египет и Шумер.

«Фестиваль «Пламя Аркаима» претворяет в жизнь наши мечты – создать мир, в котором ты можешь быть ближе к той культуре, которой интересуешься. История – это романтика, у любого времени есть эта романтическая нотка, если вы ее поймаете, вы многое узнаете о своей стране, о ее истории, о тех людях, которые жили здесь, продолжением которых являетесь вы. Вы здесь – не первые и не просто так, все, что было до – это череда превращений, которые делают мир лучше, и этот фестиваль – наша попытка сделать мир немного лучше», – говорит ведущий фестиваля, руководитель проекта «Щит Сибири» омич Антон ПАНЬКИН.

Открыла фестиваль онлайн-лекция греческого археолога Спироса БАКАСА, руководителя ассоциации исторических исследований «Koryvantes», которая занимается научно-популярными проектами, воссоздающими материальную культуру Греции от каменного века до Средневековья. Именно они создавали реконструкции для проектов BBC, National Geographic и Discovery.

Романтики Бронзового века. Фестиваль исторической реконструкции состоялся на Южном Урале

Спирос рассказал о позднем бронзовом веке в Греции: эпохе Троянской войны, Илиады и Одиссеи, о вооружении и доспехах древних греков, ответил на вопросы. Для слушателей не стали препятствием ни тысячи километров, разделяющих Аркаим и Грецию, ни языковой барьер, преодолеть который помог главный организатор фестиваля, археолог, руководитель лаборатории экспериментальной археологии ЮУрГУ Иван СЕМЬЯН.

«Мы имеем возможность вдохновляться историческим наследием благодаря людям, которые изучают его, которые много трудятся для того, чтобы извлечь эти знания из земли, осмыслить их. Мы хотим, чтобы вы погрузились в древние эпохи, почувствовали, как жили наши предки, и через этот опыт вы еще больше полюбите вашу нынешнюю жизнь, а это – самое главное», – говорит Иван Семьян.

Только пальцы береги…

На поляне у реконструированных жилищ каменного века развернулась целая «бронзовековая» ярмарка, и во всех процессах можно принять участие, ведь суть экспериментальной археологии в том, чтобы ощутить на себе, как жили и трудились наши предки. Тактильный опыт – работа с глиной, камнем, пряжей, металлом дает мозгу возможность воспринять это на глубинном уровне. Поэтому гостям фестиваля дали возможность в прямом смысле слова нырнуть в бронзовый век с головой.

Вот перед нами мастерская каменного века. Дмитрий КИСЛЕНКО, директор Миасского краеведческого музея, потомственный археолог, с помощью орудия, сделанного из рога, придает форму камню, отбивая, как Микеланджело, все лишнее. Главное, чтобы количество пальцев до работы равнялось количеству после ее окончания.

Заодно он консультирует по вопросам изготовления различных клеев древнейших времен – в те времена использовали смолу, рыбный и костяной клей. Рыбу надо варить, варить, варить, вода выкипит – добавить, и еще варить, в итоге мы получим настолько насыщенный бульон с огромным количеством белка, что можно смазать две деревяшки, прижать друг к другу, и все – на века. Примерно так же варится и костяной клей. Если не будет «Момента» под рукой – попробуйте сами.

А вот реконструктор и исследователь древних технологий Петр ШАТАЙЛО, представляющий на фестивале образ ливийца на службе фараона (за который, к слову, он получил первый приз в конкурсе костюма), точит реплику бронзового столового ножа фараона Яхмоса. Для этого подходит любой камень, в данном случае, местный, аркаимский, нужно его лишь смочить и он становится и точилом, и наковальней. В своей мастерской в Подмосковье Петр исследует древние технологии обработки дерева и металла, изготовление деревянной посуды.

Кузнец-реконструктор из Владимира Федор МОКЕЕВ привез на фестиваль свои искусные изделия из бронзы – кирасы, ножи, шлемы. Его стол вызывает огромный интерес гостей фестиваля: сфотографироваться в шлеме – мечта каждого мальчишки, вне зависимости, ему 6 лет или 76.

Древним металлургам успех сопутствовал не всегда – вот и сейчас после длительного сражения с мехами, огнем и металлом ребята пытаются с помощью двух щепок вытащить из огня маленький глиняный тигель, где уже расплавилась бронза, но вот неудача – чашка переворачивается и весь металл утекает в костер. Интересно, когда изобрели клещи?

Судьба жены реконструктора

Если мужчины занимались войной, пасли скот и варили металл, то уделом женщин был домашний быт. Ткачество – очень древнее искусство, началось оно с плетения циновок, в котором попробовать себя на фестивале мог любой желающий. Оказалось, это не так сложно и даже медитативно – положил стебелек, перекрестил на нем по очереди веревочки, следующий, и следующий… Пару часов – и уже спишь не на сырой земле.

Используя растительные материалы и шерсть животных, наши предки создавали не только одежду, но и уют в своих жилищах. На фестивале присутствовало сразу несколько ткачих, представлявших разные культуры. Специалист по реконструкции костюма Ольга ЕЛЬНИКОВА из Ельца продемонстрировала технику плетения на вертикальном станке андроновской культуры, охватывавшей в XVII—IX веках до н. э. Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал, входил в нее и Аркаим. Представительница клуба «Легенда» из Ступино Московской области Софья ПОТАПОВА – ткачиха из Шумера. Рядом с ней выполненный по технологии того времени горизонтальный ткацкий станок. Как удается прясть в такой суматохе и толчее?

«Все просто. Это та моторика, когда руки все делают сами, примерно как на велосипеде – запомнил один раз, и всегда поедешь», – отвечает мастерица.

Дома у Софьи немало инструментов, есть и большой ткацкий станок, ее источник заработка: в среде реконструкторов дорого ценятся изделия ручной работы, проводит девушка мастер-классы. Мечтает о большом ткацком станке – кроснах, но пока не позволяет размер жилья. Увлечение историей у них семейное.

«У меня тяжелая судьба, я вышла замуж за реконструктора, – смеется она. – Когда-то ему понадобились обмотки – это часть средневековой одежды, тканый бинт для обмотки голени, и очень важно, чтобы по краю была кромка, а не шов. Он стал ткать, и что-то в моем сердце дрогнуло, говорю: дай я. Потом понадобился пояс – я соткала ему пояс, и для этого нужен был уже другой инструмент. А дальше все пошло само собой».

На соседней локации муж Софии, музыкант в костюме древнего шумера Павел ПОТАПОВ, проводит мастер-класс по изготовлению шумерских тростниковых «кларнетов» – авлосов. Это очень древний инструмент, который существует, скорее всего, еще с каменного века. Со стороны кажется, что сделать их – раз плюнуть, но попробуй-ка просверлить ножом хорошие отверстия, вырезать пищик, из которого будет исходить звук, прочистить тростинку, закрепить более узкую соломинку и ничего при этом не сломать.

Также на фестиваль Павел привез лиру, лютню и шумовые инструменты собственного изготовления. В отличие от супруги, для него эта деятельность скорее хобби, но это хобби помогает переосознать прошлое. Понять образ мышления людей, живших много тысячелетий назад, можно не только через труд и быт, но и через музыку, считает реконструктор.

Потрогать историю руками

Площадка Древнего Египта, которую впервые привез на фестиваль московский клуб реконструкции ремесел и быта «Рагор», представляет культуру и быт эпохи Нового Царства. Здесь можно познакомиться с мифологией Древнего Египта, попробовать себя в написании иероглифов, понюхать первые в истории духи, научиться играть в древнеегипетские настольные игры «Сенет», «Гончие и шакалы», которые, к слову, принесли участникам клуба победу в номинации «Лучший мастер-класс». Буквально минут пять – и начинают понимать правила, и выигрывать даже малыши. Всю атрибутику для игр ребята искусно создали своими руками.

Фестиваль – не только для зрителей, но и для самих реконструкторов. В жюри конкурсов входят археологи и ученые-историки, которые строго следят за соблюдением аутентичных технологий. Касалось это и конкурса костюмов, где каждый участник должен бы представить свое облачение и рассказать историю каждой его детали.

Воспитанники клуба юного археолога «Формика» и его руководитель Сергей МАРКОВ учат всех желающих стрелять из лука, а чуть позже здесь пройдет турнир по стрельбе и метанию копья. Все оружие – точные копии предметов бронзового века, но современникам нашим, даже если они – настоящие реконструкторы, справиться с ними непросто. Уходят в бескрайнюю степь как в копеечку стрелы, копья вонзаются в основу импровизированной мишени из натянутой на деревянную раму мешковины, а вот изображенная на ней косуля как стояла, так и стоит, и лишь единицам удается пронзить ее нарисованную ногу или рог.

Рядом шуточный турнир мягкими гибкими «мечами» – три касания, и ты проиграл. А чуть позже на поляну выходят настоящие бойцы, и мечи у них тоже настоящие. И нужно достаточно хорошо ими владеть, чтобы противника достать, но не покалечить.

Послевоенный лагерь археологов – экспедицию Констнтина Сальникова, работавшего на Южном Урале, привез на фестиваль челябинский военно-патриотический клуб «Эхо войны», который занимается темой Великой Отечественной. Руководитель клуба Сергей ГОЛУБЕВ в форме сотрудника НКВД представляет охрану лагеря: времена послевоенные были неспокойными, а тут исторические ценности. Он не только рассказывает про саму экспедицию, но и дает возможность каждому желающему почувствовать себя археологом, ведь историю можно изучать не только по учебникам, но и буквально выкопать из земли, и не важно, что осколки керамики, наконечники стрел и другие артефакты положены туда заранее. Именно их площадка вызвала наибольшее оживление и восторг ребятни: тяга к кладоискательству – это то, что вдохновляет даже самых маленьких, а из наиболее отчаянных и вырастают археологи.

А чтобы проникнуться историей еще глубже, Сергей приглашает в парк исторической реконструкции «Гардарика», который находится под Челябинском. Там подготовлены специальные программы по древнерусскому поселению X века, русской крепости XVIII века и Второй мировой войне – как ознакомительные, так и дающие полное погружение – например, сможете ли вы выжить в окопах с 7 вечера до 7 утра? В конце августа в «Гардарике» планируют провести фестиваль «Уральская крепость».

А рядом вкусно пахнет: Екатерина и Александр ОВСЯННИКОВЫ, представители миасского клуба исторической реконструкции «Ратный век», готовят пир на весь мир, а заодно проводят мастер-класс по приготовлению самого традиционного блюда фестиваля – барана на вертеле. Для того, чтобы приступить к трапезе, нужно не меньше 5 часов, да и то к тому моменту можно лишь понемногу срезать верхние слои мяса, продолжая допекать его уже во время пира – сразу до кости баран не пропечется.

Рядом в котелке булькает похлебка – никакой картошки, только «вершки и корешки», которые росли в то время в нашей местности. Правда, сейчас морковь крупная, а в те времена была с мышиный хвостик. Кипит компот из фруктов и ягод, которые можно было найти в наших краях. И, конечно же, лепешки – традиционное блюдо практически любого народа: мука, вода, соль. Если добавить еще и яйца – будет практически деликатес.

Отношение к еде в древние времена было другим, не было понятий завтрак, обед и ужин. Если один раз в день поел – уже хорошо, улыбается Александр. А уж такие пиры, как этот, случались очень и очень нечасто.

В бронзовый век с ветерком

Южноуральская колесница появилась ориентировочно на 700 лет раньше, чем в Египте – примерно в XXI веке, до н.э., и вот уже в нашем XXI веке ее решили воссоздать.

«Колесница – это сосредоточение всей научно-технической мысли того времени, это передовое производство, невероятная концентрация специализации и огромные инвестиции общества. Это своеобразный паззл, который при изучении дает нам возможность понять, насколько сложным было общество, чтобы произвести такое сооружение, – констатирует Иван Семьян. – На тот момент в синташтинской культуре уже существовала достаточно развитая иерархия власти, аппарат принуждения, который позволял мобилизовывать силы на такое производство, высокая специализация и, наверное, были свои предпосылки к тому, чтобы появилась такая мобильная военная платформа».

Скакать верхом на лошади, конечно, наши предки догадались раньше, но продолжительных переездов не совершали – лошади в те времена были куда менее рослы и выносливы, чем сейчас. Когда колесница пришла на смену телеге, и впрягать в нее начали уже не быков, а лошадей, этот способ позволил преодолевать большие расстояния за короткое время. Степное общество достаточно военизировано, часто случались угоны скота, и такая упряжка позволяла достаточно быстро доехать до проблемного места, взять с собой достаточно вооружения. В колеснице могли находиться два ездока – один управлял лошадьми, другой метал дротики или стрелял из лука.

Об одной из реконструкций древних колесниц мы уже рассказывали в «Магнитогорском рабочем», а незадолго до фестиваля группа челябинских археологов-экспериментаторов выиграла грант на большой научный эксперимент по реконструкции колесницы синташтинской культуры, к которой принадлежит Аркаим. Сделана модель в точности в соответствии с деталями, найденными в погребении, использованы исключительно аутентичные материалы и технологии – таков главный принцип экспериментальной археологии – без единого гвоздя, только кожа, дерево и клей животного происхождения для соединения элементов. Лошадок пришлось брать местных, башкирских, низкорослых, но крепких, однако и они оказались крупноваты по сравнению с теми, на которых ездили наши предки.

«Эксперимент дает нам информацию, насколько трудозатратно было изготовить такую колесницу, насколько она была статусной, как ее могли применять – в боевом, ритуальном, статусном отношении. Отмечу форму и инженерное решение, которое мы выбрали для колес – мы осваивали гибку дуба, и вы видите, что, укрепленные пазами и сухожилиями, они вполне крепкие. Было интригующе, сколько она может проехать, но пока все прекрасно», – отмечает Иван Семьян.

В 2015 году устраивали первые испытания подобной (правда, еще не полностью аутентичной, включающей железные элементы) повозки, она смогла проехать довольно далеко и выдерживала скорости до 40 км/ч. В планах пробег на колеснице по Южному Уралу.

Знаковым событием стал визит на фестиваль губернатора Челябинской области Алексея ТЕКСЛЕРА. Глава региона посмотрел турнир мечников, в сопровождении Ивана Семьяна прошел по всем площадкам фестиваля. Алексей Текслер активно общался с реконструкторами, и ему подробно рассказали о том, как работали с бронзой древние металлурги, как были вооружены наши предки, во что они одевались, и даже прокатили на колеснице. Среди реконструкторов много профессиональных археологов, историков, тех, кто занимается созданием реплик предметов различных эпох, тренируется во владении оружием, поэтому разговор получился интересным и содержательным.

Завершил праздник концерт, где выступа группа Uran Bator из Екатеринбурга. Этот экспериментальный проект сочетает сибирский фольклор, традиционное горловое пение и звуки этнических инструментов с industrial и EBM. И, конечно же, – традиционное зажжение большого костра.

Exit mobile version