Живая душа камня. Минералы музея Маторы увидел корреспондент “Магнитогорского рабочего”

Колекция минералов, которая находится не только в самом Доме камня Маторы, но и в гараже, и даже во дворе, измеряется тоннами. Дом камня – крупнейший частный музей на Урале, пишет “МР-инфо”.

Не нужен нам берег турецкий, и даже Ялта не нужна, ведь на родном Южном Урале еще немало мест, куда не ступала нога человека – конкретно ваша, да и температура воды и воздуха в этом году у нас не хуже, чем в Крыму.

Поэтому этим летом мы решили покорять родные просторы – побывали на Аркаиме, причем, перенесясь не только на 130 км от Магнитогорска, но и на 4000 лет в прошлое. А следующее путешествие в Дом камня – единственный на Урале частный музей такого размаха, который создал наш земляк Александр МАТОРА.

Живая душа камня. Минералы музея Маторы увидел корреспондент "Магнитогорского рабочего"

Время собирать камни

Родился он в Магнитогорске, в суровом 1942-м, и собирать сокровища начал, по его словам, как только начал ходить. Детство пришлось на трудные послевоенные годы, в бараке на 32 семьи на 14 участке, и главной мечтой Сашки было раздобыть краюшку хлеба с чесноком да книгу сказок. Однажды отец, работавший взрывником на горе Магнитной, принес младшему сыну книгу сказов Бажова.

“Бажов вложил в меня маленький кирпичик из камня в будущий фундамент моего жизненного пути. И тогда уже я, будущий собиратель, каменюшник, кайлушник, впервые увидел прозрачные камни, похожие на стеклянные карандаши, в гостях у одноклассника. Возникла мечта моей жизни – пройти свой жизненный путь с камнем. Мечта сбылась”, – пишет автор в своей книге «Философия и поэзия камня».

В марте «МР» писал о ее новом, дополненном издании, и это вдохновило на поездку в Фершампенуаз. О времени экскурсии договорились, позвонив за пару дней, и, как выяснилось, сделали правильно: желающих попасть сюда немало.

Уже на повороте к Дому камня нас встречают три глыбы – три богатыря, которые указывают: верным путем едете, товарищи, а красоты начинаются уже перед воротами. Вот сидит в импровизированной пещерке вырезанный из дерева гномик с лопатой – добытчик камней самоцветных. Напротив – каменная ящерка, Медной горы хозяйка, помощница собирателя камней, а уж за калиткой – настоящие горы Маторы, коллекция, которая сейчас уже измеряется многими тоннами.

Многие десятилетия мечтал Александр Максимович создать музей камня в родной Магнитке, но так до сих пор и не нашел понимания у властей, а вот Каирбек Сеилов, бывший в 90-е главой Нагайбакского района, нашел возможность и выделил в собирателю в Фершампенуазе дом, куда вот уже почти 30 лет приезжают туристы не только с России, но и со всех концов земного шара познакомиться с удивительным человеком и его удивительной вселенной.

“Это вовсе и не камни, а такие же люди, как мы, только долго-долго живут, им много миллионов лет, раньше валялись они на дороге, а теперь лежат в огороде, – говорит Александр Максимович всегда с шутками-прибаутками, к каким-то отнесешься с юмором, а где-то и призадумаешься. – Камень вечно живой, только намного мудрее нас, как у людей переходит душа из одного тела в другое, так и у камня, я думаю, происходит”.

За те более 60 лет, что собирает Матора минералы, он научился их не только обрабатывать, но и находить с ними общий язык, да и сами они ему помогают. Вот мраморный брус, он погоду предвещает: звонко звенит под ударом молота – будет солнце да жара. Камни хранят историю земли. Когда-то, 350 млн лет, назад над нами плескалось девонское море, а отпечатки рыб и древних растений мы можем увидеть на камнях. Хранятся в музее и доисторические ракушки-аммониты, в которых пустоты между витками давно вытеснил пирит или кальциты, и окаменелое дерево, а вот кристаллы хрусталя, которые, по словам хозяина Дома камня, связаны с космосом и усиливают деятельность головного мозга.

“Вы мысленно с камнем здороваетесь, а ваши мысли – это волны, от этих граней мысль отражается, и в космос полетела информация”, – говорит Александр Матора.

В советские годы работал он в золотых шахтах Пласта, где прошел путь от горного мастера до главного инженера, ездил по рудникам различных уголков Советского Союза и каждую поездку использовал для поиска интересных образцов, обмена камнями с другими энтузиастами.

Много в его коллекции минералов, привезенных со всех уголков России и бывшего СССР – Кольский полуостров, Забайкалье, Грузия, Белоруссия, Украина, Камчатка – не перечесть всех мест, где побывал наш земляк, и отовсюду вез домой красоту. Но есть здесь и те, что, буквально, лежат у нас под ногами, и только внимательный, чувствующий камень человек сумеет их увидеть, поднять и открыть их первозданную красоту.

Камень, меняющий душу

О том, что Магнитогорск – город черной металлургии, знают все, а вот что он построен на полудрагоценных камнях – немногие. Вот агаты, что собраны в Магнитке, прямо на улице Труда, когда она только строилась. Вот слюда, змеевик, которым у нас привычно мостят дороги, пестрая разноцветная яшма, хрусталь, кремни, сердолики , авантюрины – всем богата земля Южного Урала. Есть в коллекции крохотные кристаллики, а есть настоящие мастодонты весом в несколько тонн.

“Такие большие камни в нашей стране полируют только два человека: в Москве Дубоделов Виктор Николаевич, и на Урале Матора Александр Максимович”, – говорит мастер.

Во дворе своего дома Александр Матора оборудовал настоящий сад камней – с горками, прудиками, фигурками сказочных персонажей из камня и дерева. Вода по камням бежит, с них энергию «слизывает», заряжается – объясняет камнерез. Рассказывает он и о том, какой камень снимает усталость, какой дает долголетие или прибавление в семействе, какой помогает при болезнях желудка. А, к примеру, лабрадорит, и соврать не даст. Вспоминает Александр Максимович одного известного политика, который, приехав в Дом камня, лабрадорит гладил, смотрел все на него, но с собой не забрал – и карьера на исход его пошла.

“Твердость камня перерождает человека, придает ему твердость духа, делает его независимым от всяких катаклизмов природы или общественной жизни”, – говорит Матора, и, глядя на него, в это легко поверить. Как сам он говорит – с детства ни одной таблетки не выпил и болезнь его не берет, а судьба беды отводит. В следующем году отметит мастер свое 80-летие, и при этом бодр, крепок, полон жизни и энергии.

Каменьями драгоценными наполнен не только дом, где им выделено несколько комнат, но и гараж, и теплица-мастерская, где ведет свою работу мастер, а уж какие богатства во дворе – не перечесть. Здесь не только минералы, но и поделки из камней, дерева, сувели. Вот встречает гостей дома таюткино зеркало из сказов Бажова. Рама из дерева с сучочками, а в каждом сучочке-гнездышке свой минерал. Заглянешь в зеркало – загадай желание, и оно обязательно исполнится, ведь камень меняет человека в лучшую сторону, считает хозяин этих чертогов.

Картины, нарисованные природой

Стенды собранных минералов – своеобразная карта самоцветов Советского Союза – агаты Чукотки, якутские аметисты, забайкальские аквамарины, топазы, турмалины, сокровища Южного Урала – хрустали, яшмы, змеевики. Друза хрусталя, привезенная с вершин Тибета, где он миллионы лет лежал ближе к богу и каждой своей гранью воспринимал информацию – и вот перед нами мощная «библиотека», хоть и прочитать ее мы не в силах (как не вспомнить тут крапивинский кристалл Яшку).

На стенах в коридоре – флорентийская мозаика работы уральских камнерезов, со многими из которых Александр Матора в тесной дружбе. Со всем тщанием собранные и аккуратно друг к другу приложенные камни создают чудесные картины, да и почти в каждом срезе агата или яшмы мастер видит сам и дает увидеть нам различные образы – то баба яга, то дельфин, то сова, то еще кто – у кого на что фантазии хватит. Порой камень с виду простой, а на разрез появляется красота, и только выработанное многими годами чутье подскажет, где она таится.

“Легко быть художником «на халяву», работая с камнем, – смеется он. – Вот Матора сделал срез – пожалуйста, божество, какие-то планеты, картина Ивана Айвазовского «Хаос» – столько красок намешано. Любой художник позавидует краскам, созданным природой”.

Расцветают каменные цветы, созданные землей-матушкой – это папиршпат, пластинчатый кальцит, а вот уже цветы акуры, сделанные мастерами. В коллекции Дома камня можно увидеть самородную медь, серебро, золото и даже метеоритное железо – сихотэ-алинскому пришельцу из космоса более миллиарда лет. Настоящие фокусники – камни-хамелеоны, меняющие свет под действием тепла, стоит лишь потереть их ладонью.

“Рассказы эти поведали мне камни, а правда или нет – судить вам”, – так говорит Матора своим гостям.

Говорить о сокровищах Дома камня можно бесконечно, но лучше увидеть их самому и послушать байки Александра Максимовича о богатствах земли нашей.

Exit mobile version