Артисты театра куклы и актера «Буратино» Ирина Барановская и Ольга Кугай стали лауреатами XV Международного фестиваля КУКART. Как магнитогорский Петрушка по Невскому погулял – читайте в материале на “МР-инфо”.
Биеннале кукольных и синтетических театров КУКART объединяет разные виды искусства, но главным остается искусство играющей куклы. Недаром он является самым крупным форумом кукольников России, «Золотой маской» в мире театров кукол, и попасть на него, а тем более – стать лауреатом более, чем престижно. С 1993 года биеннале собирает десятки лучших театральных коллективов России и мира. Вот и в этом году, традиционно в неделю белых ночей, в Петербург приехали более 60 театров из всех уголков страны – от Калининграда до Южно-Сахалинска, а также зарубежные коллективы – из Казахстана, Эстонии, Финляндии, Германии, Израиля, Болгарии, Китая.
У фестиваля три программы, и одна из них, «Петрушки на Невском», собрала двадцать театров кукол, как государственных, так и частных, которые в течение 7 часов в режиме нон-стоп показывали свои спектакли для всех зрителей без ограничений на перекрестке Невского проспекта и ул. Малая Садовая, и один из них – наш «Буратино».
“Были спектакли классические, которые проходили на различных театральных площадках, но много всего интересного было на улице в рамках спецпрограммы. Там были петрушечники, которые занимаются эти испокон веков, поддерживают фольклорные традиции, и те, кто ставят спектакли в современной манере, – рассказывает Ирина Барановская. – Были и знаменитые уличные театры, например, питерский театр пантомимы «Вокруг» – это общение жестами завораживает, мы все как будто побывали в каком-то волшебстве. Были марионеточники – как на них смотрели дети, все тянут ручки, потрогать! Были спектакли, например, театра «Крафт», которые возникли в пандемию – артисты тщательно вымеряли дистанцию, развешивали скотч, а потом забирались в огромную коробку и в коробке показывали спектакль. И «Колобок», который нас потряс – куклы на магнитном планшете, картинки, которые оживают, плюс сама харизма артиста. Это кладезь новых мыслей, течений: оказывается и так еще можно!”
Путь на КУКART для артистки театра и постановщика спектакля «Петрушка на войне» Ирины Барановской начался еще 1,5 года назад, когда она прошла обучение в ГИТИС на курсе режиссера народного театра, самого знаменитого петрушечника России Александра Грефа. Прикоснуться к многовековой традиции, да еще благодаря такому мэтру, было очень значимым событием, и в родной театр Ирина Анатольевна приехала с множеством идей и планов, но тут случилась пандемия.
Однако настоящим артистам и это не помеха. Вместе с Ольгой Кугай они разработали целую серию домашних спектаклей, которые транслировались онлайн прямо с кухни, в ход шло все, что оказалось под рукой. Не могли актеры пропустить и 75-летие Великой Победы, так из рук Ирины и Ольги Петрушка начал свой путь на войну, по дороге встретив и любовь, и смерть, и врагов, и друзей – все преодолел, дошел до Берлина, а Гитлер, как его встретил, сам яд принял.
Когда эту онлайн-постановку увидел Александр Греф, он был настолько впечатлен, что пригласил магнитогорцев на КУКART – об этом можно было только мечтать. Самый известный петрушечник России следил за судьбой всех спектаклей-участников КУКARTа, за тем, как их воспринимают зрители, за публикациями о них, так на сайт фестиваля попала и статья «Магнитогорского рабочего».
По дороге на престижное биеннале Петрушке пришлось принарядиться, обзавестись реквизитом, оформить в кукольные образы друзей и врагов, а Ирине и Ольге – пересмотреть массу материалов о агитационной работе на фронте и даже научиться играть на балалайке. Так получился великолепный спектакль, камерный, но с большим сердцем, который завоевал любовь магнитогорских зрителей, а теперь и петербуржцев.
О том, что «Петрушка на войне» вошел в число лауреатов, Ирина и Ольга знали, еще уезжая из Магнитки, но главная задача была – оправдать доверие, а значит не забывать, что дьявол – в мелочах. В уютном малом зале театра все проходило отлично, а как будет на улице, где возможны дождь, ветер и прочие неприятности? Как работать со звуком и реквизитом в полевых условиях? Поэтому Петрушка прошел боевое крещение в сквере Б. Ручьева, в рамках проекта «Летние парки Магнитки», и полученный опыт помог на КУКARTе.
Артисткам и звукорежиссеру пришлось везти в Питер на себе порядка 40 кг реквизита – кукол, ширму, выполненную в виде борта фронтовой машины, с которой велись концерты фронтовых бригад, собирать ее под дождем на Невском, но то, как приняли спектакль зрители, стоило всех усилий.
“Здесь, в Питере, где зрители искушенные, воспитанные на такой глубокой культуре, на таком многообразии, было труднее чем-то удивить, завладеть вниманием публики, ведь это улица, люди идут мимо, и чтобы они остановились посмотреть до конца – это дорогого стоит, – говорит Ирина Барановская. – Нас очень внимательно все смотрели, очень сконцентрированно, была такая тишина, и когда начинали хлопать в конце, было очень приятно”.
Кто-то проходил мимо по оживленному Невскому, а кто-то и приезжал специально, чтобы посмотреть всю программу, благо, грантовая поддержка дает возможность сделать все спектакли бесплатными для зрителей, не только на открытых пространствах, но и в залах. Кто-то привозил с собой даже туристические коврики, чтобы на них с комфортом глядеть постановки, а кто-то просто положил на мостовую свернутую кофту, чтобы ребенок мог сесть и смотреть – в Питере к таким вещам относятся проще.
“На «Петрушек» приезжают семьями, из разных городов, это очень востребованная программа и в будущем в планах вывести этот проект в отдельный фестиваль, который будет проходить по четным годам (КУKART проходит раз в два года, по нечетным)”, – говорит директор фестиваля Давид Бурман.
Программа фестиваля выстраивалась таким образом, чтобы одну и ту же тему (а главной темой этого фестиваля была Великая Отечественная война) показать зрителям с разных ракурсов. Какие-то работы были более, какие-то – менее удачными, но наш Петрушка зацепил всех.
“Спектакль Магнитогорского театра кукол и актёров «Буратино» рассказал детям о войне. Если говорить в двух словах, то спектакль «Петрушка на войне» – это повествование «несерьёзно о серьезном». Это было потрясающе!!! Я стояла, как заворожённая !” –пишет о своих впечатлениях петербургский блогер Анна Яковлева.
Волею судьбы удалось побывать на спектакле магнитогорскому серебряному волонтеру Римме Хаялиевой, которая была добровольцем на проходившем в то время в Питере ЕВРО- 2020.
“Восторга не было предела! Наши «буратиновцы» выступили супер!” – говорит она.
Победа получилась заслуженной, но она – лишь шажок к новым успехам.
“Мы знаем, что нам есть куда расти, это не конечный вариант спектакля, – говорит Ирина Анатольевна. – Мы говорили с мастерами, и они нам посоветовали придумать больше трюковых моментов. Мы не бросаем работу над «Петрушкой», надо развивать эту тему, у нас уже масса идей и по другим спектаклям”.