Родился Петр Косухин в 1922 году в поселке Варшавка в ту пору Полтавского, ныне Карталинского района Челябинской области.
Отец его, Иван Яковлевич, воевал в Гражданскую в отряде легендарного Николая Каширина против белогвардейцев-дутовцев, после службы в армии строил железную дорогу, в 1934 году был командирован в Магнитогорск. С ним приехали жена с двумя сыновьями, Петром и Павлом. После восьмого класса Петр поступил в фабрично-заводское училище на специальность слесаря по ремонту металлургического оборудования. В 1940 году начал работать в доменном цехе Магнитогорского металлургического комбината. Было ему в то время семнадцать лет.
Фронтовые роковые
Когда началась Великая Отечественная война, Петр в числе многих комсомольцев-добровольцев вступил в ряды Красной Армии. Попал на формирование подразделений гвардейских артиллеристов-минометчиков, что обслуживали «Катюши». После короткого курса бойца – на переподготовку в Москву, в танковое училище.
7 ноября 1942 года двадцатилетний Петр Косухин в рядах бойцов прошел в торжественном строю по Красной площади к Павелецкому вокзалу. Там погрузились в вагоны вместе с «Катюшами» и отправились в сторону Сталинграда. Близ поселка Котельниково дивизион гвардейских минометчиков был придан танковому полку. Штаб полка артиллеристов находился во второй линии. Как-то немцы прорвались через передовую, отсекли и начали обстреливать штабную машину, в которой находилось полковое знамя. Командир минометчиков крикнул: «Ребята, горит штабная машина!»
«Кинулись мы втроем, – рассказывал позже Косухин. – Григорьев, бежавший первым, был сражен пулей. Пополз я, виляя. Проник в машину, схватил знамя за древко – оно было в чехле, прыгнул в окоп, пополз, отстреливаясь. Тут подоспели ребята-танкисты. Меня наградили медалью «За отвагу», а впоследствии – орденом Славы третьей степени».
Это было первое боевое крещение Петра. Освободив поселок и железнодорожную станцию Котельниково в канун 1943 года, танкисты и минометчики двинулись к Сталинграду. Здесь шла крупнейшая битва, ставшая переломным моментом в ходе военных действий второй мировой войны. Тут немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. 31 января вместе со штабом был взят в плен генерал-фельдмаршал Паулюс. 2 февраля Красная Армия очистила от фашистов северный район города на Волге. Косухин получил медаль «За оборону Сталинграда».
Дорога – на Курск. В районе поселка Прохоровка произошло крупнейшее во второй мировой войне встречное танковое сражение, завершившееся поражением немецкой группировки. В этой битве Петр был тяжело ранен в ногу. Три месяца лечился в новосибирском госпитале, затем вернулся в часть, которая освобождала Белоруссию и Прибалтику. Город Шауляй был практически разрушен немцами. При наступлении на укрепившиеся там вражеские части наше командование решило провести разведку боем. После артподготовки и штурма пехоты саперы навели понтонную переправу, по которой хлынули советские войска, развивая наступление. Орудие Павла прикрывало переправу от вражеской авиации. Со стороны леса появились три немецких самолета, наши открыли огонь, один штурмовик загорелся…
До августа 1944-го фронтовые дороги братьев Петра и Павла Косухиных проходили рядом, но не пересекались. Сердцем чувствовал Павел, что где-то совсем близко воюет старший брат. И хотя в последнем письме из Румынии Петр писал, что вряд ли им удастся встретиться, ведь он уже сражается за пределами нашей страны, младший Косухин не терял надежды. Как-то он получил очередное письмо от брата: оказалось, их части совсем рядом. Павел то и дело спрашивал у проезжавших минометчиков номер полевой почты. Уже под вечер услышал знакомое число, спросил, не веря в удачу: «А Косухин у вас имеется?» «Да вон, на третьей машине», – прозвучало в ответ. Так 10 августа 1944 года встретились братья Косухины.
Павел попросил комбата перевести его к брату. Тот посоветовал обратиться к вышестоящему начальству. В ту пору существовал приказ Сталина: родню на фронте соединять – младшего к старшему. Командование дало добро. Так и стали братья воевать вместе в одной батарее. Петр – командир четвертого расчета, на третьем расчете – Павел.
К концу лета 1944 года была освобождена большая часть Прибалтики. Впереди – Восточная Пруссия. Штурмом брали крепость Кенигсберг, за что были награждены медалями. Прошли Польшу. На подступах к Берлину фашисты сопротивлялись с упорством обреченных. Шесть суток в беспрерывных боях артиллеристы и танкисты прошли более 400 километров. Нужна была передышка для отдыха и осмотра техники. Но комполка вызвал командиров танков: «Ребята, нужно прорваться, нельзя терять времени, рисковать людьми и техникой. Трудно, но надо». Ночью вместе с саперами четыре командира танков исследовали минные заграждения под прикрытием огня нашей артиллерии. Были разминированы проходы, по которым под утро танки вырвались на дорогу. Появление «тридцатьчетверок» с зажженными фарами ошеломило врага. В прорыв устремились десятки наших боевых машин. Вместе Косухины дошли до Берлина. Здесь, в местечке Фрейнвальде, на востоке Германии, в центре земли Бранденбург встретили первый день мира. Дальше дороги братьев разошлись.
Решение о проведении Парада Победы было принято Сталиным 24 мая 1945 года после разгрома последней группировки немецких войск. Командовать им поручалось двум знаменитым маршалам – Георгию Жукову и Константину Рокоссовскому. Участникам парада предстояло пройти жесткий отбор: учитывались не только награды и заслуги, но и внешний вид, соответствующий образу воина-победителя, и чтобы ростом боец был не ниже 170 сантиметров. Отбирались храбрейшие и достойнейшие. Директива о подготовке к параду ушла в войска загодя. Дата проведения определялась в том числе и временем, необходимым швейным фабрикам Москвы для пошива 10 тысяч комплектов парадного обмундирования для солдат, а также сроками изготовления в ателье мундиров для офицеров и генералов.
Участники легендарного парада, в том числе и Петр Косухин, прибыли в Москву к 10 июня со своей техникой. Тогда нигде не сообщали адресов и времени прибытия литерных составов. Но тысячи людей сутками ждали их на вокзалах, на улицах и потом приходили к казармам, где разместили бойцов, и спрашивали о сыновьях, братьях. Будущие участники парада занимались по десять часов в сутки строевой подготовкой ради трех с половиной минут безукоризненного марша по Красной площади. За 15 минут до начала парада Победы пошел дождь, сменившийся ливнем. Из-за этого воздушную часть и прохождение колонн трудящихся отменили. Мероприятие длилось два часа и девять минут. Прохождение 1400 музыкантов и 80 барабанщиков завершило Парад Победы.
После прохождения по Красной площади Петр Иванович уехал в Германию, служил там в группе советских войск. Демобилизовался к октябрьским праздникам 1947 года.
Ценнее иного инженера
Петр Косухин вернулся в доменный цех слесарем. Возмужавший, полный сил и энергии, он включился в работу и учебу. Начальник цеха Александр Борисов создал курсы повышения квалификации для рабочих, объяснял: «Мало знать, как заправляют канаву и ухаживают за леткой, надо уметь правильно понять доменные процессы, быть хозяином печи».
Два раза в неделю после работы собирались в техническом кабинете не только горновые, но и слесари, смазчики, станочники, рабочие других профессий. Они знакомились с оборудованием доменных печей, изучали ремонтное дело. В качестве преподавателей у слесарей были помощник начальника цеха по оборудованию Шульгин и инженер-конструктор Вахрин. С отличными знаниями окончили курсы слесарь Косухин и бригадир слесарей Трегубенко. Они внедряли свои рационализаторские предложения. Так, Петр Иванович, уже бригадир слесарей, устранил попадание пыли на механизмы тем, что на отверстия для канатов поставил уплотнения. Предложение простое, а польза от него большая. Или другой пример. Косухина беспокоила ненормальная работа автоматизированной загрузки. У вибраторов слишком часто ломались рессоры, а это снижало темпы загрузки шихты в доменную печь, а значит, вызывало уменьшение количества чугуна. Вместе с товарищами решили и эту проблему. В красном уголке был оформлен стенд с призывом: «Творите, совершенствуйте, дерзайте». В центре фотопортреты лучших рационализаторов цеха – Лычак, Шастин, Агарков, Косухин. Они частенько ходили в библиотеку технической литературы, знакомились с новинками и работали в поисках нового. Помогал им Михаил Шарапов, заслуженный изобретатель РСФСР.
Петр Иванович был уважаемым специалистом своего дела, активно участвовал в общественной жизни коллектива. Избирался членом партбюро доменного цеха, партгрупоргом механической службы. Пять лет был председателем товарищеского суда, три года – командиром добровольной народной дружины, которая считалась лучшей в городе. Большую работу проводил в левобережном районном совете депутатов, был депутатом округа № 237. Часто выступал на собраниях, профсоюзных конференциях комбината, где обстоятельно говорил о задачах, которые предстоит решать доменщикам. Обращался к агломератчикам и коксохимикам, от которых зависит количество и качество чугуна, с просьбой помочь в дальнейшей работе.
Долгое время в загрузке доменных печей самой совершенной техникой считались вагон-весы. Работа на них была очень тяжелой и небезопасной: жара, большая запыленность. Не раз машинисты вагон-весов обращались к администрации, выступали на профсоюзных конференциях, но дело не продвигалось. Близко к сердцу приняли проблему рационализаторы доменного цех: механик Дмитрий Гормаков, бригадир слесарей Петр Косухин, рядовые слесари ломали головы над этой задачей. Обратились с предложением в основной механический цех. Долгое время его бригады обрабатывали и собирали невиданные ранее транспортеры, узлы их механизмов. Это были основные части автоматической системы загрузки домны – пластинчатого транспортера. В 1962 году в доменном цехе Магнитогорского комбината впервые в СССР была внедрена конвейерная металлическая подача шихты – горячего агломерата к скипам доменных печей №1 и 2. Копия пластинчатого транспортера демонстрировалась на ВДНХ. Комитет выставки отметил новшество, наградив большую группу рационализаторов дипломами и медалями. Так, Дмитрий Гормаков был удостоен бронзовой медали. Сейчас, например, машинист загрузки выполняет совсем не ту работу, что полвека назад. Раньше он думал, придя на работу, из какого бункера и сколько следует набрать материала, сейчас об этом за него «думает» автоматика. В этом большая заслуга талантливых самоучек, рационализаторов доменного цеха.
Когда механика участка загрузки Дмитрия Гормакова в феврале 1965 года проводили на пенсию, начальник доменного цеха Юрий Волков обратился к тогдашнему директору ММК Феодосию Воронову с просьбой утвердить Петра Косухина на эту должность. Начальник отдела кадров Борис Буйвид ответил: «В связи с тем, что т. Косухин П.И. не имеет необходимой теоретической подготовки, он не может быть назначен на должность механика». У Косухина образование было – восемь классов. На эту должность, пояснял Буйвид, следует подобрать инженера-механика или техника-механика. Юрий Волков доказал, что Косухин – практик поценнее иного инженера. Через месяц Борис Буйвид ответил в письме: «Начальнику доменного цеха тов. Волкову Ю.П. Сообщаю, что директор комбината тов. Воронов Ф.Д. дал согласие назначить т. Косухина П.И. на должность механика в виде исключения, но вместе с тем дал указание поставить вас в известность о том, что в будущем назначать практиков на инженерно-технические должности не будем».
Слесарь механической мастерской Сорокин писал о Косухине: «Добрым словом вспоминаю тех, кто закладывал надежную работу механического оборудования нашего цеха: Косухина, Костырева, Захарова и других. Это они по крохам собирали то, что длительное время бесперебойно работало в пыли, грязи и в загазованной зоне. Они скромным трудом умножали славу коллектива. Один Петр Косухин внес 22 рационализаторских предложения».
С 1975 года Петр Иванович работал старшим мастером по ремонту механического оборудования загрузки до ухода на пенсию в 1978 году. Провожая на заслуженный отдых, дирекция комбината поблагодарила Петра Косухина за многолетний труд и премировала памятным подарком. Дело отца продолжил сын Юрий Петрович, проработавший в доменном цехе 40 лет слесарем-механиком, ныне ветеран Российской Федерации.
Справка «МР»
Петр Косухин – кавалер орденов Славы второй и третьей степени, орденов Отечественной войны первой и второй степени, награжден медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу за взятие Берлина», «За победу над Германией», «30 лет Советской Армии».