Ослепительная красота. Факты из истории России 29 июня

Что пережил собор Василия Блаженного, к чему приводит коррупция, и как отзывался о русском народе Сергей Витте, рассказывает «МР-инфо».

Безумный приказ

В 1561 году в Москве завершилось строительство Храма Покрова Пресвятой Богородицы (собора Василия Блаженного). Он был возведен в ознаменование взятия в 1552 году Казани, столицы Казанского ханства. Высота собора – 60 метров. И до конца 17 века он был самым высоким зданием Москвы. Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии — неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Облик храма не раз вызывал удивление заграничных гостей Первопрестольной. Одному немецкому путешественнику казалось, что храм создан “более для украшения, чем для молитвы”. Храм Василия Блаженного подвергался грабежам и неоднократно страдал от огня.  А в 1812 году, когда Наполеону удалось войти в опустевшую Москву, французы устроили в нем конюшню. Отступая, Наполеон приказал взорвать “мечеть” (ему нравилось именно так называть собор), но что-то помешало подчиненным выполнить безумный приказ. Ныне Храм Василия Блаженного – филиал Государственного Исторического музея России.

Губительное воровство

В 1882 году произошла Кукуевская железнодорожная катастрофа. Деревня Кукуевка ныне расположена в Чернском районе Тульской области. Трагедия разыгралась неподалеку от нее в ночь с 29 на 30 июня (с 11 на 12 июля по новому стилю). Там было одно из самых опасных мест для машинистов – переезд через овраг. Железная дорога проходила по высокой крутой насыпи, а вокруг нее болотная трясина. Накануне катастрофы прошел сильнейший ливень с грозой. Пропускная труба диаметром чуть более метра – по ней вода должна была сбрасываться вниз с насыпи – не справилась со своей задачей. И от такого обилия воды насыпь просела. В катастрофе погибли по разным данным от 42 до 55 пассажиров «Московского экспресса», рухнувшего в промыв. Поезд состоял из тринадцати пассажирских вагонов (в том числе два второго класса и один – первого) и одного багажного. Как выяснилось позже, насыпь и дорога в этом месте строились без соблюдения соответствующей технологии. «Сэкономили» подрядчики на шпалах – они были гнилыми.

Мало пьющий народ

В 1849 году родился выдающийся российский политический деятель Сергей Юльевич Витте. Этому человеку было суждено испытать головокружительный взлет – подняться от третьеразрядного канцелярского чиновника до самого влиятельного министра. Его экономическая политика отличалась дальновидностью, а дипломатические способности порождали мистические слухи. В переломные для России годы он был председателем Комитета министров, а затем стал главой осажденного революцией правительства. При Витте ввели винную монополию, провели денежную реформу, которая сделала рубль самой твердой валютой мира. Витте осуществил проект постройки Транссибирской железнодорожной магистрали. Он также был разработчиком основных положений столыпинской аграрной реформы и автором Манифеста 17 октября 1905 года. Вот одно из высказываний Витте о русском народе: «У нас народ так же трудится, как и пьет. Он мало пьет. Но больше, чем другие народы, напивается. Он мало работает, но иногда надрывается работой…»

Exit mobile version