Проверка на дороговизну. УФАС предлагает местному бизнесу и иногородним ритейлерам найти компромисс

Представители областного подразделения управления Федеральной антимонопольной службы провели выездное совещание в Магнитогорске. 
Работа этого органа исполнительной власти прозрачна и обоснованна для большинства чиновников и предпринимателей, деятельность которых работники УФАС время от времени проверяют, причем большинство «ревизий» связано с жалобами рядовых граждан, поскольку работа управления чаще всего имеет заявительный характер.
На днях представители УФАС, среди которых заместитель руководителя областного подразделения Елена Рысева, заместитель начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд УФАС Ксения Долгополова и председатель общественного совета при УФАС Станислав Вахрушев, общались с магнитогорцами. В столь внушительном составе гости прежде всего встретились с потенциальными подопечными – представителями малого и среднего бизнеса нашего города. О чем говорили антимонопольщики и бизнесмены, рассказала Елена Рысева. Оказалось, что темы, которые поднимают в Магнитогорске, свойственны всем территориям: это претензии к деятельности сетевых магазинов и баснословно высокие тарифы муниципальных предприятий – МУПов на присоединение к инженерным технологическим сетям.
Если в первом случае доминирующая позиция сетевиков не подтверждена, даже торговая сеть «Тандер» занимает долю в 14 процентов от общегородского оборота выручки, то в отношении ситуации, когда за прокладку пятидесятиметровой сети водовода или теплотрассы с предпринимателей просят более полумиллиона рублей, необходимо вмешательство и определение обоснованности тарифа, заявляет Елена Григорьевна.
Развитая торговая сеть вообще занимает умы магнитогорских предпринимателей, и если еще недавно большинство из них чувствовало относительное спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, то с приходом крупных ритейлеров правила игры изменились. Звучит по меньшей мере нелепо, но некоторые бизнесмены-торговцы в поисках защиты у УФАС от развивающихся торговых сетей предлагают регламентировать время работы супермаркетов. К примеру, чтобы в выходные дни они были закрыты, а поток покупателей потянулся бы в магазинчики шаговой доступности.
Естественно, что для создания здоровой конкуренции такие варианты неприемлемы, а привлечь покупателя, говорит Рысева, можно более доступными способами – уникальностью продукта, его единичным исполнением.
– Необходимо найти идеальный баланс интересов, чтобы каждый мог занять свою нишу и в ней осуществлять деятельность, – поясняет Елена Григорьевна. – Магазины шаговой доступности должны ориентироваться на постоянного покупателя и с ним решать, как работать. Вообще же проблемы сетей характерны и для Челябинска, и для других крупных городов области. Нет их только на селе, где единственной торговой точкой долгое время был магазинчик, а приход ритейлера, напротив, воспринят как виток развития.
Что касается тем обращений в УФАС, то выделить жалобы только из Магнитогорска специалисты затруднились, объяснив, что вопросы обсуждений в Челябинске и в нашем городе схожи. Серьезный набор нарушений зафиксирован в отношении ресурсоснабжающих организаций, это также проблемы формирования тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, и действия почтовиков, и перевозка железнодорожным транспортом. Привела Рысева пример, когда ресурсники злоупотребили ситуацией. С жильцов многоэтажного дома газовая компания собрала по четыре тысячи рублей за технологическое присоединение к газовой сети каждой плиты в отдельности. Ситуация сложилась неприятная, особенно если взять во внимание, что подсоединение к сети всегда единичное – подключается все здание, а не поквартирное, как хотели представить дело газовщики.
Что касается конкретных фактов, то специалисты УФАС проверяли деятельность магнитогорских авиаперевозчиков в отношении формирования тарифа на перелеты. И пришли к мнению, что нарушений нет, стоимость билетов была обоснованно подтверждена. К тому же Магнитогорск не является субъектом федерации, наш город имеет статус муниципалитета, следовательно, доминирующего положения в сфере авиаперевозок также нет. Рысева считает, что магнитогорцы при необходимости вполне могут воспользоваться услугами челябинского и уфимского аэропортов.
Одной из самых популярных тем является стоимость автомобильного топлива. Здесь стоит отметить, что Челябинская область не является ценообразующим регионом, у нас нет мест добычи нефти и нефтеперерабатывающих заводов, следовательно, стоимость на горючее на местном уровне не формируется и от нашего рынка не зависит. Тем не менее еженедельно специалисты УФАС проводят мониторинг оптовых и розничных цен на топливо с тем, чтобы не допустить монопольно высокой стоимости либо картельных сговоров. Ситуация на рынке топлива с 2010 года не вызывает нареканий у органов, все повышения обоснованы, нарушений нет, говорят специалисты.
Только цифры
В первом полугодии 2015 года Челябинским УФАС России рассмотрено 1523 обращения. Из них 524 заявления – по признакам нарушения антимонопольного законодательства, 133 заявления по признакам нарушения законодательства о рекламе, 787 заявлений и обращений по законодательству о контрактной системе, два ходатайства о совершении сделок по экономической концентрации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции», два заявления по признакам нарушения закона о торговой деятельности, 14 ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференций, 111 обращений по закупкам естественных монополий, госкорпораций, МУПов, ГУПов, по различным торгам, проводимым органами власти (земля, имущество, управляющие компании).
Exit mobile version