Массовые мероприятия, посвященные главному празднику нашего города, отменены, но мы можем отметить эту дату в более камерном формате. В Магнитогорской картинной галерее открылась традиционная выставка, посвященная Дню города и присвоению Магнитогорску звания «Город трудовой доблести».
Все экспонаты: живопись, графика, скульптура и даже гобелены – из фондов галереи, пишет сайт “МР-инфо”. Экспозиция составлена таким образом, чтобы могли проследить историю города: здесь представлены работы с 1930-х годов и до наших дней – это не только индустриальные и городские пейзажи, но и портреты людей, которые жили, работали, творили в Магнитке – от директоров ММК и людей искусства до простых рабочих. Наш город можно увидеть не только глазами городских художников, но и тех, кто специально приезжал на Магнитострой вдохновиться стройкой века, мощью металлургического гиганта.
Экскурсию по выставке для нас провела старший научный сотрудник МБУК «МКГ» Лилия Филатова.
Симфония дымов
Открывает экспозицию галерея портретов магнитогорских ударников, выполненных народным художником РСФСР Федором Модоровым. В 1931 году он прибыл на Магнитострой, следуя популярному тогда среди живописцев почину посещать стройки-гиганты и писать с натуры строительство и передовиков производства. Сразу видно, что перед нами представители трудовых профессий – кепки, рабочая одежда, простонародность черт лица. Один из них, ударник Осокин, запечатлен читающим «Магнитогорский рабочий». Хотя работа скорее эскизного характера, ведь рабочие не могли уделить портретисту много времени, автор с точностью передает даже дизайн тогдашней газеты. На следующем его полотне один из первых экскаваторов – чтобы приобрести такое чудо техники и зазвать иностранных специалистов на строительство в то время советское правительство продавало за рубеж даже предметы искусства Эрмитажа.
В 1935 году приезжала на Магнитострой и заслуженный художник РСФСР Екатерина Зернова – благодаря ее картине мы можем увидеть, как строилась I плотина. Приметы скудости жизни того времени – и сами материалы, которые выбирал художник. К примеру, основа работы Сергея Петрова «Магнитогорск. Домны» 1932 года – лист фанеры, скорее всего, даже не грунтованный.
Вагончик-вокзал, приехавшие на стройку века бывшие красноармейцы, крестьяне с нехитрыми пожитками на картине Ярослава Титова – воспоминание художника о своей юности. Интересна работа челябинца Анатолия Ладнова «Строители Магнитки», выполненная в иконописной технике темпера на левкасе – практически это кусок стены. Все лица на полотне – портреты близких художника, есть и сам он, в белой рубахе, с теодолитом. Образ первостроителя Магнитки удивительно точно запечатлел Генрих Соболев – и вновь это бывший красноармеец: буденовка, обмотки, разбитые ботинки, продубленная потом рубаха с закатанными рукавами. Видно, как струйки пота стекают по лицу, шее, рукам.
На выставке немало индустриальных пейзажей работы Федора Модорова, Сергея Петрова, Георгия Соловьева и других авторов. Если для нас сейчас такие виды – скорее, напоминание о экологических проблемах, то в первой половине ХХ века люди от души любовались клубами дыма как символом процветания, понимая, что благодаря промышленной мощи строится страна, что именно здесь ковалась победа над фашизмом.
Тема создания металлургического гиганта интересовала и художников 1970-х годов, когда был еще один период всплеска интереса к индустриальному пейзажу, так называемому «суровому стилю». Немало работ было создано к 50-летию Магнитки. Мы видим, как изменилось отношение к промышленной тематике. Картины немноголюдны – в отличие от «человеческого муравейника» первых пятилеток, главные «герои» полотен – заводские трубы, механизмы, производственные процессы. Здесь Лилия Филатова отмечает работы великолепного колориста, магнитогорского художника Михаила Любельского.
Лавры летописца Магнитки заслужено принадлежат и великолепному портретисту Федору Разину. Его портреты рабочих фактурны, полны внутренней энергии, ярко отражают стальной мужской характер. Совсем иным предстает портрет заслуженного артиста РСФСР Юрия Морозова, который в 1960-е годы олицетворял магнитогорский драматический театр – художник создал утонченный, вдумчивый, глубоко интеллигентный образ. Ему же принадлежит невероятно похожий портрет архитектора Вилия Богуна, благодаря которому в Магнитогорске появились Дворец пионеров, первый театр «Буратино», ДК металлургов им. С. Орджоникидзе и много других знаковых зданий и памятников.
А вот портрет коллеги по творческому цеху, с которым Федора Разина связывала большая дружба. Самодеятельный художник Анатолий Заборский изображен выглядывающим из распахнутой двери грузовика – работая водителем в тресте «Магнитострой», он прямо в кабине, в короткие минуты отдыха, рисовал небольшие этюды.
Расти, город-сад
С годами героика первых пятилеток уходит на второй план, а на первый план выдвигаются не только передовики производства, но и люди искусства. Город растет и процветает – строятся дворцы, театры, цирк.
Богата выставка городскими пейзажами – каждый может найти здесь свой любимый уголок города. Узнаваема прекрасная архитектура Ленинского района в картинах Андрея Григорьева и Эдуарда Медера, акварелях Александра Величко, графике Александра Шибанова, Федора Разина и Рената Шарафутдинова. В работах авторов мы видим и некие элементы сюрреализма – например, «Красный дом» Владимира Иовика, где чувствуется влияние Рене Магритта, и коллажность, собирательность образа города как в «Красной палатке» Леонида Поскребышева, а то и легкую иронию, как в картине минского театрального художника Владимира Чернышова «Экскурсия на ММК».
Привлекает взгляд огромный триптих Степана Дудника, посвященный Магнитогорску: «Созидатели», «Комсомольцы-добровольцы» и «Песня о Магнитке». У этого художника интересная судьба – беспризорник, имевший при рождении совершенно иные имя и фамилию, в детстве он много скитался, был замешан в мелких правонарушениях, попал в места не столь отдаленные, где и обнаружил в себе талант художника – оформлял стенгазеты, наглядную агитацию, а когда вышел из лагеря, поступил в художественный вуз в Москве, а в конечном итоге даже стал там преподавателем.
В этом триптихе очень личностный взгляд автора на жанр парадного репрезентативного портрета. Средняя часть его посвящена конкретным людям, передовикам производства, на обороте даже есть список изображенных. В «Песне о Магнитке» мы видим прелестных барышень из городской самодеятельности Контуры изображенных будто расплываются в дымке, а нежные розово-белые платья перекликаются с пионами на переднем плане, что напоминают о времени празднования Дня города. Собирателен и образ «Созидателей» – архитекторы тех времен планируют город: на заднем плане первые палатки, а впереди – макеты современных зданий.
Впечатляют огромные гобелены работы Николая Ситникова и Валентины Дмитриевой, славящих людей труда и радость мирной жизни.
Магнитка в объективе
2 года назад, когда Магнитка отмечала свое 90-летие, город-юбиляр стал площадкой Х Международного фестиваля фотографии «Фотофест-2019». В ходе марафона «Один день из жизни Магнитогорска» авторы, приехавшие в Магнитку из разных городовРоссии и из-за рубежа, смогли поймать в свой объектив все оттенки городской жизни – ММК, значимые места города и тихие улочки, красоты уральской природы, и, конечно же, самих магнитогорцев. Получилось немало интересных фотографий, а лучшие работы вошли в каталог, который планировалось представить на выставке «День города-2020», но помещала пандемия.
В этом году в Магнитогорск специально приехал директор Государственного исторического музея Южного Урала, председатель Челябинского отделения Союза фотохудожников России Владимир Богдановский – организатор фестиваля и один из авторов каталога, который он представил магнитогорцам. Он напомнил, что именно картинная галерея в 2019 году стала штаб-квартирой для участников марафона – местом встреч, обсуждений, мастер-классов. В этом году фотографов ждет старинный купеческий Троицк.
А мы с вами можем неспешно и прочувствованно насладиться видами города, портретами людей труда и искусства, прочувствовать гордость за свой родной город, ведь работа выставки продлится до 4 сентября.