Это один из любимых летних праздников как самих рыболовов – своеобразного братства, которое объединяет людей разных возрастов и профессий, так и тех, кто никогда не держал в руках удочку.
Настоящего рыбака всегда видно по азарту, с которым он рассказывает о своем увлечении. Таков и Виктор Велижанин. Только заикнись ему о рыбалке, сразу скажет: «Поехали. Я такое место знаю!» Хотя как истинный любитель рыбной ловли «коронных» мест не раскроет, скажет: «Да далеко это…»
Первый опыт, как у большинства рыболовов-любителей, из детства. Закидывал удочку на Урале, в районе Зеленстроя. Ничего существенного тогда не клевало, так, мелочь. Уже взрослым Виктору Васильевичу пришлось несколько лет пожить в деревне, рядом – озеро, а в нем – карпы. Рыбачили все, пристрастился и он. Вес обычного экземпляра – от полукилограмма до килограмма. Водилась рыбка и крупнее. Потом, уже в городе, друг предложил поехать порыбачить на Гумбейку. Но там, как говорит Виктор Васильевич, больше отдых: вода, поплавок, пикник…
Нужны были рыбные места. А какой рыбак просто так поделится своими знаниями? Вот так, как говорится, методом проб и ошибок они и искали, объездили все речушки и озера вокруг Магнитогорска, пока не нашли «свои».
– Беда наших водоемов в том, что люди, которые приезжают туда отдыхать, порыбачить, замусоривают все кругом, вытаптывают траву, ломают деревья, оставляют после себя кострища, пустые банки, бутылки, упаковку, – сокрушается Велижанин. – Никакой культуры поведения на природе! Именно такие «рыбаки» извели всю рыбу в ближайших водах.
Мы с товарищем имеем привычку, приехав на такое место, сначала прибраться: то, что горит – сжигаем, то, что не горит – закапываем в землю, но ни в коем случае ничего не выбрасываем в водоем.
– Какую рыбу интереснее всего ловить? – спрашиваю его.
– Конечно, щуку. При ее ловле большие эмоции, азарт, – говорит Виктор Васильевич. – С рыбой приходится бороться, а не просто выдергивать ее из воды. Это настоящая мужская борьба. Бывает, устаешь так, как если бы со взрослым мужчиной «бодался». Щука – активна, агрессивна, борется за свою жизнь до последнего. Настоящий хищник.
– Помню такой случай, – продолжает заядлый рыбак, – это было поздней осенью, на закате. Место мы с другом выбрали обрывистое. Закинул блесну, чувствую, тянет. Что-то тяжелое. Спрыгнул с обрыва – там буквально «пятачок» земли перед кромкой воды, тяну леску, а сам думаю: куда рыбу-то «приземлять» буду, подсачек с собой не прихватил. Вижу – щука. Кое-как вырвал ее из воды, и – под ноги, сам упал сверху. Она бьется, и я бьюсь. Жажда жизни у рыбины оказалась такая, что бросилась на меня. Хорошо, я в пальто был. Она в полу вцепилась так, что зубы не разжать. Я руки поднял, другу кричу: «Фотографируй!». Не верите? У меня снимок есть, как я с поднятыми руками щуку на берег вытащил.
Тот экземпляр весил три килограмма двести граммов, длиной был восемьдесят два сантиметра. Жена рыболова как увидела, воскликнула: «Ты больше такую не лови!» Испугалась сильно. Этот свой рекорд Велижанину побить пока не удается.
К другим трофеям, заслуживающим особого внимания, он отнес карасей, которых поймал в прошлом году. Десять рыбин весом от полкило до килограмма, выловленных в реке на удочку, для наших мест – солидно. Собирался тогда ловить чебака, может быть, окуня и снасти приготовил соответственные. А «пошел» карась.
– Леска не выдерживала, три раза обрывалась, а карась идет и идет. Одурел просто, – вспоминает рыболов.
И еще один случай про «одуревшую», вернее, назойливую рыбу тут же рассказал.
Опять же с приятелем приехали они на одно из любимых мест. Наш рыболов только забросил удочку – сразу клюнуло. Вытащил – оказался щуренок, как рыбаки называют таких – «карандаш», граммов на двести пятьдесят. Спина поцарапана, а крючок зацепился за плавник.
– Рыбак щуренка не обидит, – говорит Велижанин, – отпустил рыбешку, пусть растет. Через какое-то время у друга клюнуло. Вытаскивает – щуренок: спина поцарапана, плавник проткнут. Тот самый. Ну прямо король плеса. Куда ни кинь удочку – кругом он. Понятное дело – снова отпустили. В тот день так ни одной щуки больше не выловили. Видно, малыш всех разогнал, – смеется рыбак.
Истинный любитель рыбной ловли рыбу найдет везде. Пусть сигушку – на корм кошкам, пусть какую другую небольшую. Как-то я застала Виктора Васильевича в саду. Он забирался по лестнице на бак с водой. В руках хлеб.
– А хлеб-то тебе там зачем? – спрашиваю его.
– Рыбу кормить, – отвечает.
Оказывается, периодически, так сказать, не отходя от грядок, Велижанин наведывался на озеро Коровье, что неподалеку, порыбачить. Не ради богатого улова, а из азарта. Небольших карасиков потом в бак выпускал. Все лето их кормил хлебом да червячками. Осенью воду слил, рыбку собрал. Как утверждает, штук двадцать набралось. И пожарил.
Настоящий рыбак – рыбак всегда. А счастье поймать рыбу своей мечты когда-нибудь улыбнется каждому.