Его любовь – Магнитка. Профессия архитектора стала призванием и мукой Вилия Богуна

Фонды историко-краеведческого музея пополнились материалами из коллекции бывшего главного архитектора города. 

 
В память о зодчем
В 1981 году Вилий Николаевич передал музею документы из личного архива, положившие начало коллекции: редкие фото, деловую переписку и другие экспонаты. Когда его не стало, сотрудничество продолжалось с его семьей – в 2006 году родные архитектора поделились дополнительными материалами о его жизни и профессиональной деятельности. 
В конце прошлого года к десятилетию со дня смерти Вилия Богуна в экспозиции был создан раздел, посвященный главному архитектору Магнитки, весь собранный тогда материал остался в фондах музея. Тогда же в историко-краеведческом музее прошли вечера памяти с участием семьи, сослуживцев, друзей Вилия Николаевича – тех, кто сохранил о нем добрую память. В эти дни состоялась и презентация книги «Богун Вилий Николаевич – заслуженный архитектор России», вышедшей в издательстве МГТУ имени Носова. Идейным вдохновителем издания стала кандидат исторических наук Элла Комиссарова, участие в работе принял большой коллектив авторов и составителей. Материалы, собранные в фондах и книге, подробно повествуют о полной драматизма судьбе Вилия Богуна.
Нелёгким путем
В 1956 году Вилий Николаевич блестяще окончил Харьковский инженерно-архитектурный институт и предпочел престижной работе в Ленинграде «архитектурную целину» Магнитогорска. Это, как он сам признавался, была его давняя юношеская мечта. Ему хотелось построить свой город. Однако начинались не самые лучшие времена для зодчих Страны Советов – уходила в прошлое эпоха «сталинской архитектуры», на смену ей шло время типового железобетона, долгие годы определявшего архитектурное лицо нашего города.
В 1970-190-е годы «типовое проектирование достигло своего безобразного совершенства. В главных городах Союза проектировались типовые комплексы и передавались на места. Требования «быстрее» и «больше» почти заменяли качество. Это было время, когда строители были главнее архитекторов» – читаем в книге о Вилии Богуне.
Однажды в адрес главного архитектора пришло возмущенное письмо о пресловутых «хрущобах», в котором жительница Магнитогорска писала, что имена авторов этих «шедевров» неизвестны, потому что им наверняка стыдно перед людьми. «Стыдно, – честно ответил на петицию Вилий Николаевич, – хотя и не моя вина в том, что мои сограждане живут в этих домах. К сожалению, я не могу ответить, когда кончится подобное безобразие. Я – архитектор. В этом мое призвание, унижение и мука. Все эти годы я питал надежды и веру на лучшее время, когда архитектура в городе станет на заслуженное место, но, увы!»…
Рыцарь без страха
Но Богун не был бы Богуном, если бы опустил руки. «Он сражался рыцарски за гармонию, прочность, пользу и красоту» – рассказывает книга.
Он сражался за строительство «неположенных» Магнитогорску зданий – для этого нужно было увлечь своими идеями местных руководителей. Вилию Николаевичу это удавалось, хотя и было чревато неприятными последствиями. Тогда под видом кинотеатра строилось новое здание драмтеатра, «под прикрытием» типовой школы создавался Правобережный Дом пионеров, проект нового здания театра «Буратино» маскировали под дом бытового обслуживания со сценой и демонстрационным залом, картинная галерея рождалась как магазин изопродукции.
Работая в должности главного архитектора города, Вилий Николаевич был одним из авторов и вдохновителем многих проектов. Среди них  Дворец культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе, ансамбль площади Народных гуляний со зданием администрации города – этот проект занял первое место во всероссийском конкурсе, административное здание треста «Магнитострой», учебный корпус индустриально-педагогического колледжа и другие. В содружестве со скульпторами Вилий Богун оставил нам монументальные произведения – памятник Ленину перед МГТУ, «Металлурга» на Привокзальной площади, скульптуру Серго Орджоникидзе перед Дворцом культуры металлургов, знак «Европа-Азия» на Центральном переходе, он участвовал и в авторском коллективе по созданию монумента «Тыл – Фронту».
Среди лучших авторов «МР»
В 1980-е годы Вилий Богун написал десятки статей о проблемах архитектуры в газеты и журналы, десятки раз обращался к депутатам и общественности города.
«…Выступал много и открыто в прессе, как ни один из его предшественников и последователей, – читаем в книге об архитекторе. – Главными проблемами Вилий Богун считал равнодушие и пренебрежение в области не только строительства и архитектуры, но и в сфере человеческих отношений». К обсуждению ситуации в градостроительстве он активно привлекал городских журналистов.
На протяжении 35 лет Вилий Богун был автором «Магнитогорского рабочего». «Ваша статья «Моя любовь – Магнитка» получила высокую оценку на редакционной летучке и отмечена как лучший авторский материал недели», – писал Вилию Николаевичу ответственный секретарь редакции Евгений Верников в марте 1987 года.
А однажды в ту пору главный редактор нашей газеты Валерий Кучер получил письмо Вилия Богуна, где архитектор излагал свои мысли по поводу индивидуального строительства в Магнитогорске. Тогда они, далеко опережавшие время, не воспринимались даже как шутка. Теперь же воплощаются в жизнь.
Улица зодчего
В 1987 году Богун не смог примириться с диктатом партийного чиновника и ушел с поста главного архитектора. И, будучи человеком удивительной внутренней свободы, говорил близким: «Большая радость – это возвращение к творческой работе». А во время строительного хаоса девяностых годов прошлого века в знак протеста Вилий Николаевич вышел из Союза архитекторов России. Однако были и свои плюсы у того времени: освободившись от плена идеологических догматов, архитектор исполнил свою мечту – обратился к церковному зодчеству. По его проектам реставрировались Свято-Никольская церковь в Магнитогорске, церковь Святых апостолов Петра и Павла в селе Верхний Авзян и другие храмы.
В 1995 году, в разгар безвременья, Богун подарил городу чудесные интерьеры театра оперы и балета. Правда, осталось невоплощенной его мечта о зимнем саде за театром, где были бы сцена, скамейки для зрителей, деревья и искусственные водоемы. Возможно, когда-нибудь и он будет напоминать нам о зодчем Магнитки, как напоминают о нем многие здания, памятники, архитектурные ансамбли и улица Вилия Богуна, которая появилась нынешним летом в Магнитогорске.
 
Exit mobile version