Дети, о которых не принято говорить

О людях, а тем более о детях с ограниченными возможностями в средствах массовой информации обычно говорят неохотно. Наверное, во многом потому, что не готово общественное сознание признать их полноценными членами общества.

Не забыть никого
Долгое время проблема детей с ограниченными возможностями у нас замалчивалась. С их недугами (особенно в тех случаях, когда медики «умывают руки») нередко в одиночку борются родители, стучат во все двери. Хорошо, если находят понимание у чиновников, а если нет? Между тем на государственном уровне заговорили о том, что таким детям надо уделять серьезное внимание. Усилиться по «детскому направлению» призвал чиновников президент России Дмитрий Медведев, выступая с Посланием к Федеральному Собранию. В свою очередь, премьер Владимир Путин предлагает дать семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, приоритетное право на господдер-жку. По его словам, поправки в законодательство подготовлены, их планируется после одобрения президиумом внести в Госдуму.
О внимании государства к проблемам маленьких граждан говорит и тот факт, что в стране наконец-то появилась должность уполномоченных по правам детей. В Челябинской области на эту должность совсем недавно назначена Маргарита Павлова, сама мама, воспитывающая «особого» ребенка, она не понаслышке знает о проблемах в этой сфере. В поисках тех, кто взялся бы за лечение ее ребенка, она обошла немало инстанций, а потому к ее мнению можно прислушаться. Маргарита Павлова считает, что «государству дела до «особых» детей, по большому счету, нет… Это свидетельство низкой культуры нашего общества. В более развитых странах отношение к «особым» людям гораздо гуманнее. Но это надо воспитывать годами. А у нас такая мораль: раз «особый», значит, урод. Сиди и не высовывайся!» Между тем в статье 23-й Конвенции о правах ребенка говорится: «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества»…
Отрадно, что в Челябинской области пытаются развернуть ситуацию в нужную сторону. Правительство региона согласовало и утвердило областную целевую программу «Дети Южного Урала» на 2011-2015 годы. Согласно ей на «детское направление» в ближайшие пять лет в области будет выделено не менее 267,5 млн. рублей. Реализация программы «Дети Южного Урала» будет вестись по пяти направлениям: «Дети с ограниченными возможностями здоровья», «Дети-сироты», «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», а также «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Значительная часть мероприятий будет направлена в том числе и на совершенствование системы адаптации детей-инвалидов.
Они не изгои
Мы почти не видим детей с ограниченными возможностями на улицах, но это не значит, что в Магнитогорске их нет. По данным, представленным главным специалистом отдела организации общего образования управления образования администрации города Светланой Корнещук, в сети специального (коррекционного) образования города обучаются 1875 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 1309 человек получают коррекционную помощь в семи специальных коррекционных образовательных учреждениях, 566 детей – в специальных (коррекционных) классах десяти общеобразовательных школ. Среди учащихся системы коррекционного образования 384 ребенка-инвалида. В общей сложности охват детей специальным (коррекционным) образованием у нас составляет 90,8 процента, что выше областного показателя (всего по Челябинской области – 84,6 процента).
Светлана Корнещук считает, что в Магнитогорске создана целостная система специального образования, обеспечивающая оптимальные условия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, включающая семь специальных (коррекционных) образовательных учреждений и одно оздоровительное учреждение санаторного типа.
В Магнитогорске вот уже десять лет действует уникальное в своем роде учебное заведение – специальная коррекционная школа-интернат №3. Как утверждает директор школы-интерната Татьяна Коблова, это единственное не только в Челябинской области, но и в целом по стране учебное заведение нового, многопрофильного типа, где обучаются дети с нарушением зрения, слуха и речи, а также с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Из двухсот сорока воспитанников сто десять имеют инвалидность, остальные – тяжелые проблемы со здоровьем. Но крест на этих детях никто не собирается ставить. Наоборот, здесь их возвращают к полноценной жизни. Задача школы – организовать учебный процесс так, чтобы учеба и лечение были между собой неразрывно связаны. И это педагогам и медикам вполне удается. Конечно, не без финансового участия города и областного центра, а еще благотворительного фонда «Металлург». После четырех лет обучения в начальной школе дети дают такой качественный скачок в развитии, так приспосабливаются к жизни в обществе, что многих переводят в обычные общеобразовательные школы города.
Даже самые сложные дети, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, страдающие детским церебральным параличом, в буквальном смысле обретают вторую жизнь. Комплексное медицинское лечение и занятие специальной лечебной физкультурой дают поразительные результаты. Одна нынешняя воспитанница приехала в интернат в инвалидной коляске. Теперь она вполне уверенно ходит самостоятельно. Другую девочку в первый класс на руках принесли родители. До семилетнего возраста она неподвижно лежала. Сегодня девочка учится во втором классе и уже ходит, правда, пока с помощью «ходунков», но инструктор по лечебной физкультуре уверена, что скоро ее подопечная сможет ходить сама.
Если говорить честно, то такой школы я прежде никогда не видела. Маленькие классы, рассчитанные максимум на двенадцать учащихся, уютные четырехместные спальни. А просторные холлы и коридоры – это вообще отдельный разговор. Застеленные коврами, заставленные многочисленными горшками с цветами, клетками с поющими птицами и зверятами – кроликами, морскими свинками, которых ребятня просто обожает, любят с ними поговорить, покормить, погладить. Где еще такое можно увидеть? И все для того, чтобы дети лучше социализировались, не чувствовали свою оторванность от дома.
Особая гордость этого учебного заведения – своя микрополиклиника, оснащенная самым современным медицинским оборудованием – офтальмологическими лазерами и другими современными аппаратами для лечения детей с нарушением зрения. есть кабинет электросна, физиотерапевтический кабинет с новейшими аппаратами. В специальной комнате дети расслабляются и пьют кислородные коктейли, причем не абы какие, а в соответствии с заболеванием. Те, у кого проблемы со зрением – коктейли с черникой, те, кто состоит на учебе у невролога или психиатра – пенящиеся напитки с мятой. Есть просто оздоровительные коктейли – с малиной, земляникой или другими полезными ягодами.
Дети, которые учатся в школе-интернате №3, по большому счету, самые обычные. По крайней мере, педагоги хотят, чтобы их такими и воспринимали окружающие. Они занимаются хореографией, художественно-прикладным творчеством, спортом, участвуют в городских фестивалях художественного творчества, в предметных олимпиадах наряду с обычными общеобразовательными школами. И с каждым годом показывают все лучшие результаты.
«Особенные» дети делают все возможное и порой почти невозможное, чтобы стать такими же, как все. Наша с вами задача – помочь им в этом хотя бы уже тем, чтобы не тыкать в них пальцами, не относиться настороженно. А видеть в них полноценных, сильных духом людей.

Где можно получить квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья:
* МОУ «Центр диагностики и консультирования», ул. Суворова, 110, тел.: 20-36-20, 20-31-28.
• Центр психического здоровья детей и подростков, ул.Грязнова, 30, тел.31-45-74.
• Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, ул. Суворова, д.129/2, тел. 35-39-44.
• Сурдологический кабинет, поликлиника №8, ул. Завенягина, 16.

Exit mobile version