Классика от современников. «Отцы&дети» исполнили репертуар Rammstein

В рамках обменных гастролей на сцене Магнитогорского драматического театра имени Пушкина прошли четыре спектакля Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан. 

В гастрольной афише были детская сказка «Конек-горбунок», комедия «Все кувырком», а также нашумевшие постановки последних сезонов – мюзикл «Голубая камея» и современная фантазия по роману Тургенева «Отцы&дети», вызвавшие живой интерес и у магнитогорской публики.
Режиссер-постановщик «Отцов&детей» петербуржец Петр Шерешевский, кстати, некогда работавший и над одной из постановок магнитогорской драмы, предупредительно обозначил жанр спектакля как «современную фантазию». Пожалуй, в данном случае осовременивание классики – это не желание пошло позаигрывать с массовым зрителем, а, скорее, потребность стереть временные рамки, перенести вечный конфликт романа Тургенева в день сегодняшний, рассмотреть его в контексте современных «трендов», особенностей человеческого сознания, отношений. Здесь вездесущие гаджеты соседствуют с античными бюстами, русскими самоварами и соломой. Как ни странно, вся эта гремучая будоражащая смесь не нарушает впечатления целостности спектакля.
Вероятно, по этой причине в сценарий включены не всеми зрителями благосклонно принятые постельные сцены с участием Базарова и Одинцовой, в которых, кстати, границы приличий автор и режиссер постарался соблюсти. Увы, трудно представить сегодня ситуацию, чтобы молодой человек «базаровского типа» две недели гостил в доме молодой, красивой и свободной женщины и, воспылав страстью, все это время лишь печально вздыхал, скромно держа ее за руку, – «се ля ви»! Да и Одинцова – в изображении Шерешевского отвязная рыжая бестия – к тому не располагает. В вопрос половой распущенности, очевидно, целит и образ «эмансипе» Кукшиной, которую играет на сцене жеманничающий мужчина – видно, в этом надо искать намек на разнообразные гендерные трансформации современности.
При этом тургеневский текст остался практически неприкосновенным, а потому, когда на него накладываются режиссерский и актерский стеб – а стеб, несомненно, является неотъемлемой составляющей образа современных Базаровых, и другие разнообразные находки из современности, зал нередко взрывают яркие комические эффекты. И лишь кое-где в оригинал вставлены «неродные» реплики вроде «Не снимай!» или «Не стирай!», потому что, как и многие наши современники, герои «Отцов&детей» живут в спектакле под постоянным прицелом видеокамеры. Даже знаменитый идейный спор Евгения Базарова с Павлом Кирсановым решен в форме телевизионного ток-шоу.
Видеокамеры – еще и органичная часть оригинального замысла оформления сцены от известного петербургского театрального художника Анвара Гумарова, нашего земляка, выпускника магнитогорского худграфа, работавшего в одной связке с художником по видео Александром Малышевым. На сцене вспыхивает большой экран, где события можно увидеть крупным планом. И тут же, в его центре, в «Черном квадрате», можно рассмотреть и общий план сцен в доме Базаровых. Второй «Черный квадрат», черный от земли, располагается в середине сцены. Это и огород, и клумба, и могила, землей с которой «красные собаки» присыпают обреченного на смерть Базарова.
Важнейшим участником спектакля стала музыка, и в этом оформлении спектакля – та же взрывная смесь несовместимого – классики, советских хитов, металла. Песня «Амур» метал-группы «Раммштайн», исполняемая всеми действующими лицами спектакля, стала его лейтмотивом и объединила спорящие поколения. Ведь любовь – то, что подчиняет себе все человеческие существа без исключения, не только «принципиальных» и приверженцев романтизма, но и упрямых нигилистов. И при всей комичности современной трактовки «Отцы&дети» остались трагедией – в них, безусловно, сохранились невидимые миру слезы сквозь видимый смех. Поистине трагедийной высоты достигают финальные сцены спектакля с участием умирающего Базарова, слишком поздно осознавшего бесценность любви и самой жизни человеческой. И даже Одинцова у его постели становится возвышенным воплощением чистоты и верности. Но и это не поможет продлить время, которое им отведено быть вместе…
Exit mobile version