Наследный принцип. Порядок вступления в права и закон о нотариате пересмотрят

Наш земляк председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников по традиции обсудил новшества в законодательстве с представителями СМИ Магнитогорска. 

В конце мая комитет Госдумы по гражданскому и уголовному законодательству внес на рассмотрение в парламент проект нового закона о порядке наследования и законопроект о нотариате. Оба документа предполагают целый ряд новшеств, которые, по мнению парламентариев, облегчат жизнь граждан.
Что касается закона, связанного с нотариатом, то, как считает политик, принят он был больше двадцати лет назад и уже успел устареть. В новом законе, к примеру, вводятся ответственность за вред, причиненный нотариусами, и страхование их ответственности. Нотариус будет отвечать за свои действия и бездействие, а также за вред, причиненный его сотрудниками. Эта ответственность состоит в возмещении причиненных потерпевшему убытков или в компенсации морального вреда, например, в случае разглашения личной тайны.
Еще одно новшество говорит о том, что нотариусам вменяется в обязанность самим собирать необходимые для дела сведения и документы. Более того, нотариус, удостоверивший сделку, будет передавать в органы государственной регистрации заявления о переходе права, а также по просьбе сторон может свидетельствовать передачу денег, которая будет проводиться в его присутствии. Но это уже из разряда услуг.
Кроме того, вводится так называемая повышенная доказательственная сила нотариального акта. Это значит, что сделки, доверенность или факты, заверенные нотариально, невозможно будет оспаривать. Разве что за исключением грубого нарушения процедуры, например, если подделана печать нотариуса.
– Нотариусам добавляют новые обязанности, им придется не просто ставить свои подписи и печати под документами, как прежде, но и работать в непривычных им областях. Готовы ли они к этому? – задала вопрос ваш корреспондент.
– Работа нотариусов – защищать наши права, как это делается во всем мире. Специалисты в этой области, к примеру, сами разыскивают наследников, управляют наследством, занимаются рассылкой документов. Сегодня те из нотариусов, что помоложе, мобильнее и креативнее, сами хотят перейти к европейскому уровню нотариата. Конечно, это потребует новых знаний. Вероятно, потребуется и создание новых нотариальных округов, – ответил Крашенинников.
Другой законопроект «О порядке наследования» тоже полон новшеств. Еще тринадцать лет назад после смерти гражданина, если у него не было родственников или он не оставил завещания, все его имущество переходило государству. Затем круг наследников по закону был расширен. В результате этих реформаторских шагов в стране появилось новое наследственное право, новые формы завещания, в том числе завещание в чрезвычайных обстоятельствах, восемь очередей наследования по закону, появилось так называемое совместное завещание супругов, вводится наследственный договор. Новый закон освобождает наследников от собирания многочисленных справок.
Павел Крашенинников пояснил:
– Сегодня, чтобы получить свидетельство о праве на наследство по прошествии шести месяцев со времени смерти наследодателя, нужно, во-первых, узнать, какое имущество ему принадлежало, во-вторых, надо его оценить. Причем сделать это, привлекая оценщиков, и после этого с подтверждающими документами прийти к нотариусу, который посмотрит акт оценки, рассмотрит степень родства или завещание, а затем выпишет свидетельство о праве на наследство и возьмет пошлину за то имущество, на которое выдается свидетельство. При этом налог на наследство никто не отменял. Мы предлагаем свидетельство о праве на наследство заменить свидетельством о праве на наследование. В этом случае человеку не придется собирать разные бумаги, не нужно будет все имущество оценивать и платить пошлину, исходя из оценки. Мы предлагаем фиксированную сумму – пятьсот рублей за этот документ.
Другое новшество предлагает возможность договариваться между потенциальными наследниками и наследодателем при жизни последнего. Парламентарии предлагают две формы, которые существуют во многих государствах: совместное завещание, в котором говорится о совместно нажитом имуществе, как оно будет распределяться при смерти одного или другого из супругов. Другая форма – наследственный договор. К нему допускаются уже не только супруги, но и дети, и даже третьи лица. В таком договоре расписывается, кому что отойдет, оговаривается и обременение. Но при расторжении брака наследственный договор теряет силу.
Еще один вопрос актуален для тысяч магнитогорцев:
– Павел Владимирович, «дачная амнистия» продлена в том числе и вашими усилиями до 1 марта 2018 года. Но до сих пор не все владельцы шести соток их приватизировали. Как быть с наследованием в случае смерти владельца такого неприватизированного садового участка?
– Сад или дача в любом случае принадлежат гражданину, хоть и не оформившему документы. Наследникам достается бремя доказывания того, что дача принадлежала именно их родственнику. Им придется собирать все необходимые бумаги. По этому поводу в мою общественную приемную обращается много граждан, в частности, магнитогорцев. Иногда даже наследовать предприятие гораздо проще, чем землю в сельской местности. Поэтому убедите своих родственников все же приватизировать свой сад. А если говорить откровенно, я бы сохранил «дачную амнистию» на бессрочной основе. Но не все от меня зависит, – добавил парламентарий.
Exit mobile version