Конец весны и начало лета – самая горячая пора для выпускников школ.
Но единые госэкзамены – лишь этап, а за ним реальная жизнь, успехи в которой во многом зависят от того, что заложено еще в школе.
Это подтверждает история Дмитрия Бочкарева, воспитанника магнитогорской школы №56, ныне – сотрудника Российской академии наук. Сфера ответственности магнитогорца – аналитическое сопровождение экономики естественных монополий, корпораций, развитие которых в значительной мере определяет результативность российской экономической системы. Та самая прикладная наука, о роли и значении которой так много сегодня говорят.
– Нам требуется разработка собственных методов анализа, – говорит Дмитрий Бочкарев. – Труд, непростой не в силу применения сложных теоретических выкладок и расчетов, но потому что научная деятельность предполагает новизну, поиск и открытия, цели, решение которых отдалено во временной перспективе.
Дима Бочкарев активно занимался в интеллектуальном клубе «ГРАФ», но после споров над математическими дилеммами, переодевшись, гонял мяч на школьном стадионе. Огромную роль в выборе сына сыграл отец, Вячеслав Бочкарев. Преподаватель физики в МГТУ, он после лекций и семинаров приходил в школу и вел кружок физики для ребят. Почему не жалел сил и времени на школьников? Объяснял просто: «Они так умеют слушать, что хочется давать, делиться и учить».
Дима – воспитанник пятьдесят шестой математической школы. Первым его наставником был Владимир Дронов, выпускающим педагогом – Татьяна Филимонова. Говорят, успешность учеников должна превосходить достижения учителя. В этой школе результатами считают не балл по ЕГЭ, а реализацию выпускников. 2014 год: поступают в вузы 98,8 процента выпускников. Есть здесь дети, за право обучения которых состязались американские университеты, есть выпускники, не первые на общем фоне параллели, но успешно реализовавшиеся и работающие в стране и далеко за ее пределами. Есть профессиональные поэты, драматурги – не только математики. Школу иногда упрекают в небольшом объеме профориентационной работы. Но она там не так и нужна. Большинство ребят с девятого класса знают, кем будут, куда пойдут, и сомнения вызваны не определением профессии, а выбором места обучения. Тестируется рейтинг вуза и спрос на специалиста с дипломом.
И все же математика в пятьдесят шестой во главе всего. Это не просто обязательная дисциплина, педагоги так ее преподносят, что она становится увлекательной для каждого. Старт задает развивающее проблемное обучение по Эльконину-Давыдову в начальной школе, стимулирующее умение задавать вопросы и находить на них ответы. Затем идут специальные курсы «Геометрия для младших школьников», «Занимательная информатика» и «Занимательная математика», кружковая работа, где сложная наука становится привлекательной, в ней можно находить красоту. Участие во множестве российских заочных состязаний, олимпиадах, конкурсах выводит обучение на иной уровень: тут не «постигают» и не «подтягиваются», тут смотрят далеко вперед.
Математика нравилась с первого класса и Дмитрию Бочкареву. В школе помимо обычных уроков с удовольствием ходил в дополнительные математические кружки, участвовал в городских и областных олимпиадах. Когда началась физика, заинтересовался, понял, что математика привлекает не сама по себе, не как самостоятельная наука, а в прикладном аспекте, как язык и инструмент для других областей знания, потому и пошел в знаменитый Физтех, Московский физико-технический институт. Наверное, сказались гены.
Людмила Безмельницына, ныне педагог дополнительного образования школы, а в 1993-2014 – директор пятьдесят шестой, вспоминает, что Дима помнится ей скромным, порой даже застенчивым, но удивительно уверенным в себе. К этому готовит школа, когда детей учат ставить перед собой цели и задачи, учат много трудиться. Дмитрий подтверждает: право внеконкурсного зачисления в знаменитый российский вуз давало призовое место на Всероссийской олимпиаде по физике.
Для пятьдесят шестой сами по себе ЕГЭ давно не являются проблемой. Так повелось, сдавали всегда без напряжения. Педагогический коллектив помнит 2002 год: тогда сразу пятьдесят шесть выпускников – каждый пятый – закончили школу с медалями. Даже после присоединения 26-й школы, которая до этого давала от двух до пяти «неудов» на ЕГЭ, вытянули: за 2013 и 2014 нет ни одного неудовлетворительного результата.
В этом учебном заведении особая атмосфера. Дети здесь не то чтобы другие, все те же мальчики и девочки из самых разных районов, от Кольцевой до Молжива. Но взгляд их – иной. Даже если кто-то на перемене носится по коридору, как в любой другой школе, то большинство или рассматривают тетради, или уткнулись в схемы, спорят и обсуждают: домашняя работа по алгебре была интересной, требующей нестандартного и строгого мышления.
Школа должна давать детям уверенность в том, что они могут и должны мечтать, работать и достигать. Как Дима Бочкарев, выпускник 2004 года, как сотни других амбициозных выпускников. И у пятьдесят шестой это получается.