По зову доброго сердца. 8 июня социальные работники празднуют свой профессиональный праздник

Служба социального обслуживания населения чутко реагирует на вызовы времени, пишет сайт “МР-инфо”.

Молодо, да перспективно

О том, чем живут ныне работники этой важной сферы, мы говорили с заведующим отделением социального обслуживания на дому муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Орджоникидзевского района Юлией МИХАЙЛОВОЙ. Юлия Николаевна – лауреат областного конкурса «Лучший работник социальной сферы» 2021 года, она завоевала второе место в номинации «Лучший молодой специалист социальной службы». Большую помощь и поддержку в подготовке к конкурсу ей оказала заместитель директора по социальным вопросам МУ «КЦСОН» Орджоникидзевского района Ольга Владимировна СЕМЕНОВА.

Специалист Юлия Михайлова молодой, но как о заслугах, так и о нуждах людей старшего поколения знает не понаслышке, да и общий язык с подопечными преклонного возраста находит прекрасно. Чтобы понять это, достаточно увидеть фотографии с городских торжеств в честь Дня Победы, во время которых Юлия Николаевна сопровождала участника Великой Отечественной войны Петра Филипповича СЕДНИНА. Красноречивое свидетельство также – многочисленные благодарности пожилых людей в ее адрес и в адрес социальных работников возглавляемого ею отделения. Сегодня в нем трудятся девять человек, на плечи которых легла забота о 130 подопечных.

В Центр социального обслуживания Орджоникидзевского района Юлия Михайлова пришла на практику в 2013 году, когда училась на пятом курсе социального факультета, и ей предложили остаться. Работала специалистом по социальной работе отделения срочного социального обслуживания, в 2018 году окончила магистратуру по направлению «Социальная работа» в МГТУ имени Носова и была назначена заведующим отделения социального обслуживания на дому. За свой добросовестный труд, образцовое выполнение должностных обязанностей и большую самоотдачу Юлия Николаевна удостоена благодарностей министерства социальных отношений Челябинской области и областного Законодательного собрания.  

Непростым испытанием для молодого заведующего отделением, как и для всех без исключения социальных работников, стал период пандемии, когда в рамках организованного ПАО «ММК» благотворительного проекта «Мы вместе» центры социального обслуживания включились в работу по доставке продуктовых наборов пожилым людям. Тогда все сотрудники центра осознали необходимость и ответственность своей миссии, почувствовали себя единой сплоченной командой и при активной поддержке волонтеров справились с непростой задачей. Силами Центра Орджоникидзевского района было выдано 106,8 тысячи наборов. За организацию работы по реализации проекта «Мы вместе» Юлия Михайлова была удостоена благодарности главы города Сергея БЕРДНИКОВА. А с волонтерами города Центр продолжает сотрудничество и сейчас, заключив соглашения с общественными организациями. Например, «Волонтеры Победы» помогают участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в уборке жилья и проведении ремонта.

Типизация во благо

Сейчас Юлия Михайлова курирует в районном центре социального обслуживания новое и очень важное направление – по заданию областного министерства социальных отношений Орджоникидзевский центр проводит так называемую «типизацию ограничений жизнедеятельности» для определения объема услуг, необходимых гражданам, состоящим на обслуживании, – их соцработники будут оказывать в рамках вводимой в регионе системы долговременного ухода.      

Поэтапное внедрение системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами проходит в рамках регионального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография». Соответствующие изменения в региональный закон «Об организации социального обслуживания граждан в Челябинской области» внесены по инициативе губернатора Алексея ТЕКСЛЕРА. 

Региональный проект «Старшее поколение» призван увеличить продолжительность жизни россиян¸ продлить активное долголетие, повысить качество жизни пожилых людей. В соответствии с ним был дополнен и детализирован перечень социальных услуг.

Задачей центров социального обслуживания на данном этапе стало обследование всех подопечных граждан для точного определения перечня требующихся им услуг и разделения на несколько групп в соответствии с его результатами.

В центре создана специальная рабочая группа под руководством Юлии Михайловой, все представители которой прошли специальное обучение и теперь ежедневно посещают подопечных центра с целью обследования и проведения опроса. Надо сказать, что дело это непростое и требует от типизаторов – так их называют в системе соцобслуживания – особого такта и бережного подхода к пожилым, ведь опрос порой касается самых болезненных и глубоко интимных проблем.   

– Годы берут свое, и зачастую на тот момент, когда люди принимались в наш Центр на обслуживание, они находились в несколько ином положении, нежели сейчас. Поэтому и требуется уточнение, предельная конкретизация перечня услуг, необходимых им в данный момент, – поясняет Юлия Николаевна. – Надо отметить, что свои коррективы в работу нашей службы внесла пандемия: многие пожилые люди, тяжело переболев коронавирусной инфекцией, почувствовали ухудшение состояния здоровья, и часть из тех, кто ранее мог самостоятельно передвигаться по квартире и обслуживать себя в быту, эту возможность утратили, к сожалению. Все более востребованными становятся такие услуги, как уборка жилого помещения, помощь в приготовлении пищи, кормление, предоставление гигиенических услуг, поэтому их спектр в нашем отделении расширяется, мы осваиваем новые навыки, проходим специальное обучение. Внедрение системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами сейчас как никогда актуально, и, думаю, оно будет связано с дальнейшими изменениями в работе нашей службы.

С почтением к старшему поколению

Одной из забот заведующего отделением социального обслуживания стала работа по повышению уровня безопасности подопечных отделения – как в повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций. Социальные работники формируют у пожилых людей умения и навыки, касающиеся сфер пожарной безопасности, энергобезопасности, правил здорового образа жизни, профилактики коронавирусной инфекции, способов противодействия мошенничеству. Для организации этой работы был изучен опыт других регионов. Вкладом в дело повышения качества жизни старшего поколения стали внедренные в работу отделения технологии «Я с компьютером на ты» и «Очумелые ручки».

Да, у многих из подопечных центра есть дети и внуки, однако в связи с всеобщей нашей занятостью работой, домом, семьей, наши пожилые родители, бабушки и дедушки, увы, нередко недополучают и элементарной помощи в быту, и нашего внимания. Поэтому служба социального обслуживания вполне заслужила того, чтобы быть признанной столь же необходимой, как сферы медицинской помощи, образования. И период пандемии, когда социальные работники оказались «на передовой», это доказал.

– Многим пожилым не хватает обычного человеческого общения, возможности выговориться, – говорит Юлия Михайлова. – Для многих социальные работники стали почти родными людьми, всегда готовыми выслушать и понять. И даже сейчас, во время проведения типизации, когда на нас возложен большой объем работы, наши бабушки и дедушки просят, чтобы мы оставались с ними подольше.

Еще одна проблема сегодняшнего дня – разрушение межпоколенческих связей, которое имеет очень болезненные последствия как для людей старшего возраста, так и для подрастающей смены, вступающей во взрослую жизнь. Передача опыта, традиций, нравственных ценностей – важнейшая составляющая воспитания новых поколений. И в этом направлении также ведет работу отделение, возглавляемое Юлией Михайловой. Налажено взаимодействие с образовательными учреждениями, детскими домами города, где проходят встречи юных магнитогорцев с ветеранами войны, труда. И, надо отметить, эта часть работы вовсе не укладывается в формулировку «социальное обслуживание на дому». Она реализуется, скорее, по зову доброго сердца, чуткой души. А по-другому нельзя в этой тонкой сфере – сфере работы с людьми, которые всей своей жизнью и трудом, безусловно, заслужили нашего внимания и почтительного отношения. И это прекрасно осознает большая дружная команда Центра социального обслуживания населения Орджоникидзевского района, работающая под руководством Руслана Фарастиновича ШИГАПОВА.      

Около 800 человек находятся на обслуживании в МУ «КЦСОН» Орджоникидзевского района    

Exit mobile version