Осень план покажет. Какой ценой достанется нам будущий урожай?

Нынешняя весна началась рано. Селяне торопились быстрее высеять семена в полях, пока не ушла из земли влага. 
И вот неожиданные дожди… Хорошо это или плохо? И вообще, что засыплем в закрома?
С одной стороны, осадки в мае – это хорошо для будущего урожая. Одна из читательниц «Магнитогорского рабочего» – садовод с изумлением сообщила, что посеяла просроченные семена моркови (срок их годности закончился еще в 2010 году) просто так, жалко было выбрасывать – взошли все! Вот что значат дожди. С другой стороны, «небесная канцелярия» так разошлась, что пора бы успокоиться. Влаги в почве теперь в избытке. Садоводы товарищества «Металлург-2» пожаловались: «Ночевали в саду. Всю ночь шел дождь. Утром на участок из дома выйти не могли: вода стояла по щиколотку!»
Импортозамещение буксует
А что же селяне? Посевная, конечно, затормозилась. Но те, кто поспешил с севом, оказались в выигрыше. Как, к примеру, Александр Перевозчиков, руководитель «Овощного сельского хозяйства». К началу мая уже был закончен посев моркови, посажен лук. В теплицах начала всходить капуста на рассаду. К началу дождей почти завершалась посадка картофеля. Другое дело, какой ценой это далось.
В хозяйстве используют исключительно импортные семена овощных культур – капусты, моркови, свеклы. По сравнению с прошлым годом их стоимость выросла почти в два раза. У семян картофеля – и того выше. Если российская «элита» обходится в двадцать тысяч рублей за тонну, то импортная – от пятидесяти тысяч и выше. Семена так называемых высоких репродукций еще дороже – от восьмидесяти тысяч рублей за тонну. Поэтому нынче пришлось использовать в основном свои семена массовых репродукций.
Выручило и то, что в прошлом году закупили немного посадочного материала в Челябинском институте картофелеводства и в агрофирме «Ильинка».
– Почему бы вам не перейти на российские семена в овощеводстве? – спрашиваю руководителя «Овощного».
– Во-первых, российское семеноводство в упадке. Большие партии наших семян получить невозможно, а самое главное – импортные, в основном голландские гибридные семена, гораздо урожайнее. Судите сами, – говорит Александр Ильич, – на импортных гибридах капусты можно получить, к примеру, сто тысяч тонн с гектара. А на российских – максимум двадцать пять. Так какой смысл сажать наш «Подарок» или «Амагер»? Что касается импортных семян моркови, то продукция, полученная из них, вдобавок еще и выровнена по размеру. Переборки почти не требует. То же и в отношении свеклы.
Погектарная поддержка
В этом году выросли затраты не только на семена, но и на горючее для сельхозтехники, и удобрения. Надо отдать должное – государство старается помочь. Еще в начале весны хозяйство получило так называемую погектарную поддержку. На начало мая министерством сельского хозяйства Челябинской области перечислено сельхозтоваропроизводителям в качестве погектарных и других видов субсидий миллиард 215 миллионов рублей. Однако если перевести помощь в реальные цифры, оказывается, что Александр Перевозчиков вложил в посевную около пяти миллионов рублей, получил помощи – 130 тысяч рублей. Обещают частично компенсировать еще стоимость импортных гибридных семян, надеется руководитель хозяйства, но только районированных. Между тем селяне у голландцев покупали семена, не обращая внимания на это. Вообще же хозяйства надо было заранее предупредить. Еще одна неприятность для сельхозпроизводителей: с начала года в десять раз выросла кадастровая стоимость земель, а значит, и плата за них.
– Но теперь уж что, – вздыхает Перевозчиков. – Мы-то как-нибудь выкрутимся. Вот только наши затраты отразятся на конечной стоимости продукции. А это значит, даже осенью не жди дешевых морковки-капусты.

Машинная возня
В нынешнем сезоне хозяйство осталось и без ручного труда. В Челябинской области отказались от услуг китайских сельских работников. А наших на село – полоть, урожай собирать не заманишь. Даже сами селяне на общественных полях работать не торопятся. Старикам хватает того, что выращивают на своих приусадебных участках. Молодежь уезжает в город, овощи предпочитает покупать в магазине. Приходится надеяться только на механизированную уборку. Но храниться убранный машинами урожай будет хуже.
И это еще полбеды. Капусту раньше полностью собирали вручную – машина только подрезала кочерыги. Помнится, прошлой осенью мы с фотографом нашей газеты на этих полях за китайцами бежать не успевали – так ловко они сортировали капусту: калиброванную, одного размера – в мешки. Недоросшую, переросшую, треснувшую оставляли в поле – под перекопку. И продвигались вперед. Теперь этого не будет. А потому и капусты в «Овощном» планируют посадить меньше. Полностью отказались от выращивания цветной капусты. Ее уборку вообще ведут выборочно.
Лука тоже посадили меньше. Нынче репчатый в Челябинской области решили выращивать лишь в трех хозяйствах – «Овощном», «Красноармейском» и «Ильинском». Наш хоть стоит дороже – тридцать рублей за килограмм, в отличие от привозного, по двадцать семь рублей за кило, зато хранится лучше. (Прошлой осенью мешок лука я приобретала в «Овощном». До сих пор всей семьей его едим. – прим. авт.)
Меньше будет и моркови – ей тоже требуется ручная переборка. Недоростки и переростки, а также «рогатые» экземпляры выбраковываются. Сегодня даже муниципальные и социальные учреждения, с которыми у хозяйства заключен договор на поставки, просят только качественную продукцию. Одно радует: если в прошлые годы хозяйство зимой нередко не находило сбыта своей продукции, порой до пятисот тонн моркови попросту выбрасывали, этой зимой все пошло в ход.
Эх, картошка – объеденье!
Но земли у хозяйства пустовать не будут. Засадят картофелем, причем в больших объемах, чем прежде. Перевозчиков рискнул – в апреле одно поле засеял свеклой на раннюю продукцию. Свекла – культура теплолюбивая, сеют ее позже остальных.
– Кто-то боится ранних посадок. А я нет, – говорит руководитель хозяйства. – Если все окажется хорошо, будем с ранним урожаем. Он на рынке самый дорогой.
Шкуру неубитого медведя, как известно, не делят, однако в «Овощном» уже распланировали будущую прибыль. Средства от предстоящих продаж урожаев намерены пустить на постройку современных хранилищ для готовой продукции.
– Конечно, есть здесь подвалы, – поясняет Александр Ильич, – но это вчерашний день. Погрузка в них ручная, машины не заедут. Один плюс – зимой не надо ни охлаждать, ни отапливать – экономия на электричестве. Зато по весне другое дело, как только хранилища вскрываются, воздух в них сразу прогревается. При температуре «на поверхности» плюс тридцать в хранилище – уже плюс десять. Овощи сразу или дрябнут, или идут в рост. Поэтому сегодня, например, все хозяйства дружно «выбросили» на рынок картофель, причем задешево. Вот только, к сожалению, покупатели этого не ощутили. Виной всему перекупщики.
Сельское хозяйство нынче – дело, не приносящее больших доходов. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт: раньше вокруг Магнитогорска кольцом располагались совхозы, выращивающие овощную продукцию. Где они теперь? Недаром сегодня говорят: хочешь потерять деньги – вложи их в сельское хозяйство. Но Перевозчиков не сдается. Он считает работу на земле делом всей своей жизни. И кредиты в банке опять будет брать. Теперь уже под строительство европейского уровня хранилищ. Хотя выгоду от них увидят только его дети. Но Александр Ильич не унывает: значит, будет кому продолжать его дело.
Exit mobile version