Идеям передвижников верны. В городе гостят полотна великих художников

В картинной галерее проходит проект Русского музея «Спасибо, Урал!». 

Магнитогорцам и гостям города выпала удача увидеть подлинники Ильи Репина, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Константина Коровина, Дмитрия Левицкого, Бориса Кустодиева, Архипа Куинджи и других художников, составляющих громкую славу русского искусства, – всего тридцать два экспоната.
Невиртуальный «филиал»
Проект, осуществляемый Русским музеем при поддержке губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, областного правительства и министерства культуры, в год 70-летия Победы позволит жителям и гостям трех южноуральских городов – Челябинска, Магнитогорска и Сатки одновременно стать зрителями уникальной экспозиции. «Спасибо, Урал!» – это дань благодарности за спасение шедевров русской живописи, перевезенных во время Великой Отечественной войны из Ленинграда в города Урала – Пермь, Соликамск, Челябинск. Тогда у музейных работников не было возможности организовать в городах тыла выставки прибывших туда картин. Но в Русском музее помнят о той роли, которую сыграли уральские города в сохранении национального культурного достояния, а потому экспозиция живописи из первого в России музея национального искусства, уже побывавшая десять лет назад в Перми, Екатеринбурге и Челябинске, представлена в городах Южного Урала.
– Выставка носит исторический характер, она дает представление о развитии русской живописи в период конца восемнадцатого – начала девятнадцатого столетия, представлены девятнадцатый и двадцатый века, – рассказал на пресс-конференции в день открытия экспозиции в Магнитогорске куратор выставки директор Челябинского государственного музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко. – В том числе в Магнитогорске можно будет увидеть, например, картины художников-передвижников и авторов двадцатых годов прошлого столетия, находящихся сейчас на гребне мировой славы – Головина, Альтмана, Григорьева. Есть в Магнитогорске полотна, на которые приедут посмотреть челябинские искусствоведы. В Сатке выставлены четыре произведения, в Челябинске – пятьдесят семь.
Как рассказал начальник управления культуры городской администрации Александр Логинов, «Спасибо, Урал!» – не первый совместный проект Русского музея и Магнитогорской картинной галереи. В нашем городе давно действует виртуальный филиал одного из главных художественных музеев страны. Однако выставки подлинников из Русского музея в нашем городе не было уже 26 лет. Проект «Спасибо, Урал!» будет работать до 26 июля. Этому важному событию культурной жизни Южного Урала посвящен специальный каталог, выпущенный Русским музеем, куда вошли репродукции всех 93 картин 67 художников, участвующих в проекте.
Путешествие из Петербурга в… Магнитку
Транспортировкой предметов искусства на Урал занимались профессионалы: картины ехали в специально оборудованной машине при строжайшем соблюдении всех необходимых условий перевозки. Их сопровождали специалисты Русского музея, которые помогали уральским музейщикам в подготовке экспозиции.
Хранители шедевров обычно с большим трепетом относятся к переезду картин. Они тщательно готовили каждый экспонат к отправке – полотна реставрировали, помещали в новые рамы, «проблемные» участки на них консервировали.
Сотрудники Русского музея остались довольны видом экспозиции в нашем городе. Они снабдили экскурсоводов Магнитогорской картинной галереи уникальными и захватывающе интересными сведениями о привезенных картинах, которыми те, в свою очередь, готовы делиться со всеми посетителями выставки. А мы хотим провести небольшую «заочную экскурсию» для наших читателей и рассказать об истории создания одной из картин магнитогорской экспозиции.
«Земли трясенье своима очима видехом…»
В 1927 году Крымский полуостров пережил целую череду землетрясений. Когда сила толчков достигла восьми-девяти баллов, Южный берег Крыма превратился в руины. «Люди, обуреваемые страхом, выселились из домов и до самых холодов жили на улице, – вспоминал один из жителей Алушты.
 
– Если нужно было принести что-нибудь из квартиры, то пробирались туда как воры, прислушиваясь к каждому шороху. На пустыре вырос целый фанерный город, который в шутку мы прозвали «Рио-де-Фанейро». Люди боялись, что Крым провалится». Ужас и паника были столь велики, что граждане советского атеистического государства бросились молиться в церкви, а на площади в Алуште было, по воспоминаниям очевидцев, совершено жертвоприношение языческим богам. Многие готовились тогда к концу света, многие потеряли рассудок. В Крым была направлена особая комиссия Наркомздрава СССР для изучения влияния землетрясений на психику людей.
Те события были запечатлены на открытках, выпущенных в Советском Союзе осенью 1927 года, в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и на полотне Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму», которое сейчас находится в экспозиции Магнитогорской картинной галереи.
Картина была написана практически с натуры – Кузьма Петров-Водкин вместе с женой и дочерью в сентябре 1927 года гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина и воспринял разворачивавшиеся события как редкую удачу, поскольку его интересовало все, связанное с природными катаклизмами. Жена художника позднее вспоминала, что в те дни, когда все только и думали об отъезде из Крыма, ее супруг испытывал невероятное вдохновение и усиленно работал. Через несколько месяцев «Землетрясение в Крыму», которое так живо напоминает о «Последнем дне Помпеи», было окончено. По мнению искусствоведов, Петров-Водкин, как и Брюллов, повествовал о разгуле грозной стихии как о каре за богоотступничество и грехи человеческие.
<
Exit mobile version