Осень будет солнечной. Над спектаклем «Амадеус» начала работу режиссер Анн Сельер

Хорошо знакомая магнитогорцам как актриса, игравшая несколько сезонов в драматическом театре имени Пушкина в 1990-е годы, Сельер приглашена в качестве постановщика масштабного музыкально-драматического спектакля «Амадеус» – проекта, выигравшего грант главы города «Вдохновение». 
В основе постановки, премьера которой ожидается осенью этого года, – пьеса Питера Шеффера, текст его сценария к фильму Милоша Формана «Амадей» и одна из маленьких трагедий Пушкина – «Моцарт и Сальери». На пресс-конференции в драмтеатре, где журналистам представили Анн Сельер, главный режиссер магнитогорской драмы Максим Кальсин подчеркнул важность того, что в театре, носящем имя светоча русской поэзии, будет отдана дань его памяти. Ведь постановок по произведениям Пушкина там не было много лет. Именно Александр Сергеевич удивительно емко «оформил» миф о Моцарте и Сальери, и Питер Шеффер развивал в своей пьесе линии, заложенные именно в пушкинском материале.
Кроме труппы драмы в спектакле заняты оркестр, солисты и хор театра оперы и балета. «Вытянуть» столь масштабный, тем более музыкальный проект силами одного драмтеатра не представлялось возможным – в спектакле задействованы около восьмидесяти человек, которые будут работать на сцене на протяжении трех часов.
Анн Сельер признается, что в ее режиссерской практике – а на режиссера она училась в Парижском университете – подобных постановок «смешанного жанра» ранее не было. Предложение, полученное из России, с которой Анн не теряла все эти годы культурных связей, заинтриговало ее. Она оценила проект как новую возможность для развития и надеется, что ее искания поддержат все творческие силы нашего города.
Одним из важных «действующих лиц» спектакля станет музыка Вольфганга Амадея Моцарта, которой «напитан» весь спектакль – это отрывки из «Реквиема», нескольких опер, концертов, симфоний «солнечного композитора» в исполнении различных составов музыкантов.
– Есть темпоритм спектакля, есть темпоритм музыки. Основная трудность – сделать так, чтобы они совпали, – пояснил директор оперного театра Илья Кожевников. – Моцарт – это безумно сложный музыкальный материал при всей его кажущейся внешней простоте.
Начата работа над декорациями, костюмами, на основе музыкального материала были выбраны солисты оперы, состоялась встреча режиссера-постановщика с актерским составом спектакля. Кстати, чтобы получить допуск к постановке спектакля, Анн Сельер пришлось выдержать строгий экзамен. Французский режиссер хорошо владеет русским языком, но признается, что наедине с собой размышляет о спектакле все-таки по-французски. А языковой барьер, по ее мнению, дает определенную свободу творчества всем, кто занят в постановке.
– Все-таки «Амадеус» – это история Сальери, – поделилась своим видением Анн Сельер. – Это история человека, который слышит, слушает эту музыку. И мы будем слышать ее через восприятие Сальери. Ведь большинство из нас больше похожи на Сальери, чем на Моцарта. Материал очень богатый. В нем есть глубокие вопросы, например, что есть гений, есть вопрос об отношениях между людьми и об отношениях в обществе. Есть смерть, есть любовь между Моцартом и Констанцией, есть любовь к музыке, любовь к Богу.
Для режиссера спектакля очень важно, что после выхода фильма «Амадеус» многие молодые люди заинтересовались музыкой Моцарта, и Анн надеется, что и поставленный ею спектакль будет иметь «просветительский эффект».
С Анн Сельер в нынешний ее приезд встретились заместитель главы Магнитогорска Вадим Чуприн и начальник управления культуры администрации города Александр Логинов. Анн поделилась с ними своими впечатлениями о работе над постановкой:
– Я совсем не волнуюсь, мне кажется, что все складывается хорошо, что мы говорим со всеми участниками на одном языке, – и искренне похвалила наш драмтеатр, со спектаклями которого успела познакомиться.
К сожалению, «Амадеус», по всеобщим ожиданиям очень красивый спектакль, безусловно, заслуживающий внимания не только магнитогорцев, в силу большого объема декораций и прочего реквизита обречен на участь «невыездного» – его невозможно будет показывать на фестивалях. Но главный режиссер драмы по этому поводу не расстроен:
– «Амадеус», напоенный божественной жизнеутверждающей музыкой, будет подарком Магнитогорску, праздником, «глотком озона», свежести, солнца, – уверен Максим Кальсин.
Exit mobile version