На страже чистоты. Предприниматель из Магнитогорска рассказала о секрете успеха

Главным конкурентным преимуществом своей компании директор ООО «Акватекс» Наталья БЕРКУТОВА считает бережное отношение к людям. Сотрудникам, которые являются единомышленниками и друзьями. И клиентам, благодаря лояльности которых предприятие живет и здравствует.

Повезло с друзьями

Все идет из детства. И все начинается с любви. Будущие водители или мастера автосервиса с увлечением разбирают машинки. Девочки «лечат» кукол, извлекая из игрушечных аптечек всевозможные препараты, и их врачебное будущее зачастую обусловлено именно этим любимым занятием. Наталье БЕРКУТОВОЙ всегда нравились цифры. Вот и выучилась на экономиста. И уже на втором курсе МГТУ (тогда у ВУЗа был статус академии) приобщилась к бизнесу.

– Двигало мной желание работать, быть самостоятельной. Не хотелось просить у мамы с папой денежки на одежду, чай и кофе, – признается Наталья Владимировна. – В 1992 году продавала пылесосы. И хорошо получалось. Через год купила машину и квартиру.     

Похоже на сказку, но это только присказка. Поскольку сама Наталья никогда не заглядывала в рюмку и сигарет в руки не брала, окружение у девушки было соответствующее. Друзья-спортсмены спросили однажды, а можно ли к пылесосу, да еще и руки приделать. В том смысле, что неплохо бы саму уборку кому-нибудь доверить. Из этого, в общем-то, ни к чему не обязывающего вопроса и родилась идея. Вот с друзей и начали. Набрали персонал для уборки квартир (в ту пору не было понятия «клининг»). А где квартира, там и вещи. А их время от времени надо чистить. Так появилась на свет еще одна идея.    

– В 1998 году, когда мы открывались, в городе были две химчистки -«Лебедь» и «Еврочистка». Мы тогда купили 4 единицы оборудования и наняли 6 человек персонала. Обучали их в Москве и Оренбурге. Чистили только своих. Идея была сделать именно аквачистку, щадящую. С пользой не только для вещей, но и безопасно для здоровья. Отсюда и название «Акватекс». А потом поняли, что все-таки у нас город металлургов , промышленный. Загрязнения – металл, мазуты, которые вода не растворяет. Кроме того, в начале 2000-х годов очень сильный был всплеск производства материалов, тканей, на ГОСТы и технические моменты по уходу никто внимания не обращал. Пошли вещи достаточно сложные. И многие производители даже не думали, а как потом с этими вещами быть. Что хотели, то и творили.  Мех плюс кожа, кожа плюс замша, плюс ткань какая-то тонкая, шелк или атлас. Страшный сон для тех, кто чистит. И мы поняли, что вода к сожалению, не справится с некоторыми изделиями, а также с тем, что делает индустрия красоты.

Поскольку оборудование для сухой чистки было очень дорогое, несколько лет вещи из Магнитогорска возили в Челябинск. А затем, конечно, и у себя был организован полный цикл химчистки. 

Наталья БЕРКУТОВА говорит, что у нее всегда было желание развиваться и двигаться вперед. Благодаря открытости участников индустрии на начальных этапах развития удалось избежать многих ошибок. 

– В начале 2000-х мы очень дружили с коллегами из других городов. Я могла запросто позвонить, рассказать о проблеме, и мне кучу вариантов решения подсказывали. Я побывала в огромном количестве городов, и везде принимали, делились опытом. Очень часто собирались на семинары, выставки, организованные Ассоциацией химчисток и прачечных (есть такая в Москве). Было здорово. С теми, кто остался с тех времен, продолжаем общаться. Но молодежь сейчас, конечно уже по-другому себя ведет. Для развития бизнеса двери открыты, границ нет. Но делиться опытом сейчас редко кто хочет, наверное, боятся конкуренции.

Наталья Владимировна уверена, что предприниматели города чувствовали тогда поддержку местной власти. В рамках так называемого некоммерческого партнерства администрация собирала руководителей разных предприятий на семинары.

– Приглашали нам экономистов, специалистов по продвижению, по продажам. Мы делились друг с другом, у кого какие наболевшие вопросы, – вспоминает Наталья Владимировна. – Хотя направления бизнеса разные – сфера обслуживания населения, производство продуктов питания, строительство, – есть вопросы общего характера. Например, кадровая политика, продвижение, кредиты, инвестиции. Выставки в администрации проходили. Каждый наш производитель показывал и рассказывал, что и как он делает. Льгот и преференций особенных не было. Но было сплочение. Я с удовольствием вспоминаю те времена. И думаю, что вот это общение давало толчок идти вперед, а не быть в тени, не отсиживаться.

Опыт, руки и голова

Успех любого дела обеспечивают люди. В индустрии химчистки работа с кадрами на особом счету. По словам Наталья БЕРКУТОВОЙ, специалистов для этой отрасли не готовят нигде. Последний институт, который выпускал технологов и операторов, закрылся в конце 80-х годов. И в этой ситуации на первое место выходит такое понятие как «наставничество».  

– У нас очень хороший коллектив. Есть люди, которые работают с основания компании. По 20 и более лет. Уходят в декрет, возвращаются, приводят сестер, дочерей, жен и мужей. И конечно, мы очень большое внимание уделяем наставничеству. Потому что купить оборудование и химию – это вообще ничего! Самое главное, это опыт, руки и голова. Нужно думать, смотреть, быть внимательным. Тем более производитель в памятке по уходу за вещами может написать полную белиберду. Или вообще сейчас стало очень модно, если дорогая вещь, больше 10-15 тысяч рублей, они вообще все запрещают. Чистить нельзя, стирать нельзя, утюжить нельзя, сушить нельзя. Разовая вещь. Человек купил, просто не посмотрел. Приносит к нам, мы ему начинаем об этом говорить. И он в растерянности. Дело в том, что технологи мои конечно уже понимают, проработав 20 лет, что можно с этой вещью сделать. Предупреждаем клиента, берем и делаем. Мы же не знаем, почему производитель запретил и о чем он при этом думал. Возможно, это делается для того, чтобы люди покупали больше новых вещей.

Наталья Владимировна говорит, что перед собой и коллективом всегда ставила задачу обеспечить высокий уровень сервиса. Благодаря этому большинство клиентов компании доверяют ее сотрудникам много лет.

– В столичных химчистках некоторые «умельцы» считают, что лучшее средство от пятен – ножницы. И просто отказываются брать сложные вещи. Мы так не можем. У нас город маленький. Мы всем стараемся угодить, – подчеркивает Наталья Владимировна. – При этом есть риск, что результат чистки не устроит владельца. Бывает, обижаются. Мы говорим, вот же квитанция, мы вас предупреждали. Конечно, человек может думать, что мы как магазин: отдал старую вещь, а получит новую. В основном, это касается новых клиентов. А постоянные наши клиенты знают, что мы сделаем все возможное и невозможное, что будем очень стараться. Мы лишний раз пригласим, согласуем, покажем, расскажем. Мы не прячемся.

Сегодня в компании «Акватекс» трудятся около сотни сотрудников. Большинство в химчистке и прачечной. Приемные пункты расположены в разных частях города. Шубы, пальто, костюмы, платья, подушки, одеяла, ковры – сложно перечислить все, что берутся привести в порядок специалисты.

– Главное, вовремя к нам обратиться. Здесь как с врачами, если что-то беспокоит, затягивать визит не надо, – улыбается Наталья Владимировна. – Запачкали вещь, принесите. Или позвоните нам, приедем, заберем. Потому что свежее пятно легко отчистить. Если полежала вещь, да еще в жару где-нибудь, под солнышком, ничего не сделаешь.

Еще одно крупное направление – клининг (от английского Сlean – чистить, убирать) – это квалифицированная уборка помещений. Половина сотрудников «Акватекса» заняты именно в этой сфере.

– Сегодня среди наших клиентов такие предприятия и организации, как Уральская металлургическая компания, «КредитУралБанк», «Фаэтон» – это ТЦ «Семейный парк», «Радуга вкуса», Центральный рынок, – рассказывает Наталья БЕРКУТОВА. – Предоставляем также услуги горничных и домработниц. Гордимся давним партнерством с гостиницами ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», санаториями «Юбилейный», «Абзаково», «Южный», «Европа», «Ассы».

Кстати, о чистоте белья в гостиницах и санаториях также заботятся сотрудники «Акватекс». И благодаря импортному оборудованию и использованию жидких моющих средств, срок службы простыней, пододеяльников, наволочек и прочего исчисляется не месяцами, а годами. А с 2017 года компания стирает и медицинское белье. Для этого было построено здание, в котором разместили специально оборудованный цех, получили лицензию. 

– Очень грубо стиралось медицинское белье.  Потому что другие прачечные при стирке использовали хлорсодержащие порошки. С точки зрения дезинфекции — это неплохо, но ткань не выдерживала большого количества стирок, а при соприкосновении кожи с плохо выполосканной хлоркой могло возникнуть раздражение. Буквально через месяц-два простыни превращалась в рухлядь. На закуп белья больницы тратили очень много средств. Я стала изучать этот вопрос, и выяснила, что есть щадящие способы стирки и дезинфекции. Без хлора. Мы бережно относимся к белью. Самое главное, что больницы оценили. Срок службы белья значительно увеличился. Если раньше это было два-три месяца, то сейчас два-три года или больше. У нас есть гостиницы, где мы по восемь лет белье стираем. И выиграли все. И государство и мы.

Само население подталкивает открывать новые направления, говорит руководитель компании. И сейчас в «Акватекс» можно заказать профессиональную чистку или ремонт обуви. Мастер, обучавшийся у специалистов в Санкт-Петербурге, может по ноге растянуть пару, укоротить нос или голенище. Реставрирует кожаную обувь, красит, меняет каблуки, убирает царапины. Есть еще два технолога, которые занимаются чисткой. И швея, которая меняет замки.

– Четыре человека занимаются ремонтом обуви. Сапоги, туфли, ботинки, кроссовки, сандалии как новенькие после их работы, – с удовольствием отмечает Наталья Владимировна. 

Секрет успеха

Свой коллектив Наталья БЕРКУТОВА называет семьей. И как в любой семье, в «Акватексе» есть традиции. 

– Мы вместе отмечаем как минимум два праздника. На Новый год организуем какие-то мероприятия. За счет компании, конечно. Если хорошо год отработали, выходим в ресторан. Если год кризисный, чуть пояски подтянули – собираемся у себя на фабрике. Конкурсы устраиваем. Второй большой праздник, который мы всегда отмечаем – День работников бытового обслуживания. Это второе воскресенье марта. Идем в театр или в кино. Летом в июне-июле обязательно выезжаем на природу. Семьями, с детьми, внуками. На ГЛЦ «Банное» арендуем поляну, жарим шашлыки. Соревнования организовываем. Сами или с аниматорами. В общем, такой активный отдых.                             

В «пандемийном» 2020 году на помощь государства могли рассчитывать не все предприниматели. Компания «Акватекс» ее заслужила. Многие годы честной работы с уплатой всех налогов, с выплатой «белой» заработной платы, с воплощенными в жизнь бизнес-задумками дали возможность получить необходимую помощь.

– Такой поддержки я не ожидала. Она была просто колоссальной, – говорит Наталья БЕРКУТОВА. –  Это снижение ставок по кредитам, отсрочка платежей и перенесение сроков гашения. Это субсидии на выплату заработной платы и на дезинфицирующие средства. Налоги снизились. Честно говоря, я и не ожидала такой помощи. Государство поддержало тех, кто работал честно и открыто. Помощь прошла мимо тех, кто не оформлял работников официально, не платил налоги. А мы, если можно так выразиться, в течение многих лет копили себе «подушку безопасности».  

Если ваш бизнес не «однодневка», если вы дорожите своей репутацией, к успеху вас приведут открытость и готовность помогать коллегам, клиентам и партнерам. В этом «на все сто» уверена директор ООО «Акватекс» Наталья БЕРКУТОВА.    

– Наше конкурентное преимущество – отношение к клиентам. Мы относимся к ним, как к членам семьи, – подчеркивает Наталья Владимировна. – Мы можем делать какие-то предложения эксклюзивные для небольших предприятий. Открылся, к примеру, ресторанчик, мы можем ему на первых порах помочь. Мы помогаем подбирать ткани для скатертей, которые будут долговечными при уходе. Отношение к людям формирует и отношение к вещам. Мы переживаем за каждое пятнышко, которое не смогли вывести. За каждый заломчик. Если кому-то что-то не понравилось, мы всегда переделаем, доработаем. И ответственности с себя никогда не снимаем. А еще мы работаем с удовольствием, потому что очень любим свое дело. Китайский мыслитель и философ Конфуций сказал когда-то: «Найди любимое дело и тебе не придется работать ни одного дня». Мне кажется, это правильно.

Exit mobile version