У самого Белого моря. В театре “Буратино” состоится премьера спектакля по сказкам Степана Писахова

Театр «Буратино» ждет на премьеру. 29 и 30 мая здесь состоится первый показ  спектакля по произведениям архангельского художника, писателя, собирателя сказов, поэта русского Севера Степана Писахова «Сказки Белого моря» (6+).  

Спектакль поставил петербургский режиссер Павел Овсянников. В середине 1990-х Павел Владимирович окончил Екатеринбургский государственный театральный институт, а затем 20 лет проработал актером в кукольном театре столицы Урала. Спектакли с его участием снискали немало самых высоких театральных наград, но в какой-то момент Павлу стало тесно за театральной ширмой, и, окончив Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, он стал режиссером театра кукол. Поработав несколько лет главным режиссером в одном из театров, Павел Овсянников ушел, как говорит он сам, в «свободные художники»  и ставит спектакли по всей стране. 

Магнитогорцы уже знакомы с режиссером по сказке «Иван Царевич и серый волк» и спектаклю для самых маленьких «Рукавичка». О постановке на тему северных сказок разговор с ним шел еще во время его прошлого приезда, в конце 2019 года. Павел Овсянников и руководство театра долго вели переговоры, выбирали материал – что интересно было бы режиссеру и хотелось бы показать зрителям самому «Буратино». И вот свершилось: новое творение вольного режиссера появилось на сцене театра. 

На вопрос, почему именно сказки Поморья, Павел смеется: потому что жарко очень летом. Однако, конечно же, дело не в этом, а в уникальности материала и его автора. Сергей Писахов для русского Севера был столь же значимой фигурой, как Бажов для Урала. Жили они примерно в одно и то же время, с одной страстью собирали народные присказки, побасенки, былички, стремясь сохранить не только буйство фольклора, но и в первую очередь – сочный народный язык, живым воплощением которого у Писахова является Сеня Малина из села Уймы. От его лица ведется рассказ во всех сказках, он же в воплощении заслуженного артиста РФ Дмитрия Никифорова стал главным героем спектакля.

“Мне эти истории нравятся давно, и поэтому я с большим удовольствием  за них взялся, – рассказывает режиссер. – Сказы Писахова можно разделить на три большие темы. У него есть остросатирические истории, где он критикует власть имущих, богатых и прочих неправедно живущих по его мнению. Есть истории фантазийные, где главный герой и на радуге катается, и на небе бывает, и в море на бане на рыбалку ездит. И есть чисто бытовые истории, где автор высмеивает характеры местных жителей”. 

Историй этих – превеликое множество, и выбрать из них было не просто. Сатирические отмели сразу – театр все-таки детский, и для юной публики сложны взаимоотношения сословий начала прошлого века, религиозные моменты. В итоге в спектакль вошли комичные  бытовые сценки, фантазийные истории, перемежающиеся лиричными темами. 

Северным колоритом, как солью Белого моря, пропитана вся постановка, и все эти истории могли произойти только на Русском  Севере – такие приключения Мюнхгаузена с поморским уклоном. То Сеня Малина три дня спасается от волков на дереве, пока те не замерзнут («А мороз-то 200 градусов, с хвостиком!»). То те же уже размороженные волки гоняются за власть имущими (просочилась-таки и сатира). То бурый медведь пришел на ярмарку, и пришлось ему высыпать на себя мешок муки для маскировки – вокруг-то одни белые. А то мастерицы-рукодельницы замерзшими словами да песнями избы украшают – а то и поплывет та песня, по весне оттаявшая, по синему небу, и наполняется простором сердце.  

Немалая доля в этом чувстве композитора Артура Варгасова, который хоть и живет в южном Нальчике, но не меньше самого режиссера проникся духом северных сказов. 

Павла Овсянникова называют специалистом по постановке волшебных сказок, а здесь история получилась скорее некоторым веселым слоеным пирогом из сказок, баек, присловий архангелогородцев, собранных Степаном Писаховым. Однако неизменно режиссера отличает бережное отношение к тексту и вдумчивый подход. 

Работа над спектаклем началась с сотрудничества с художником театра Ильдаром Валиахметовым. Вместе с ним придумывались образы, которые перерастали в сценарий, создавались идеи декораций, которые затем под чутким руководством художника создавались в цехах театра. 

Процесс шел непросто, признается Ильдар Валиахметов – материал сложный, а времени было совсем немного. Чтобы проникнуться атмосферой, художник прочитал все произведения Степана Писахова, который надолго стал его настольной книгой, узнавал про самого автора, даже смотрел репродукции его картин – к слову, в отличие от буйной фантазии сказов, они очень реалистично отображают суровую природу Архангельского края. 

Большой труд лег  и на плечи артистов, тем более, практически все время работа шла онлайн. 

“Хорошо с артистами работается, – отзывается Павел Владимирович. – Артисты в Магнитогорске хорошие – творческие, активные, профессиональные. Им не надо объяснять мелочей, которые должен знать актер-кукольник, никаких сложностей в работе с ними не вижу. Поэтому мы в очень короткие сроки собрали этот спектакль”. 

Корреспонденты «Магнитогорского рабочего» стали первым, кто увидел спектакль. Сейчас он приобретает последние штрихи – оттачиваются сцены, досоздается реквизит, и уже в выходные юные зрители смогут среди жаркого уральского лета насладиться хрустом снега, узорами застывших на морозе песен и самим духом сказок Белого моря. 

На вопрос о планах следующих спектаклей, Павел отвечает, что задумки  уже есть, и немало, они будут обсуждаться с руководством театра, и не исключено, что Магнитке еще доведется встретиться с его работами. А пока что в начале июня режиссер отправляется в Ульяновск, где будет ставить спектакль «Приключения домовенка Кузи», а в августе его ждет Братск. 

Exit mobile version