В малом зале городской администрации собрались те, кто должен финансово-кредитным учреждениям немалые суммы и не имеет возможности их выплачивать.
Как решить эту проблему, говорили специалисты.
Эксперты называют три причины того, что долги перед банками у населения катастрофически увеличиваются. Одна из причин – высокий уровень закредитованности граждан. Как правило, те, кто не может вернуть взятую сумму, имеют не по одному и даже не по два кредита. Приводилась в пример семья, оформившая 21 кредит и ипотеку, которые, конечно, не выплачиваются.
Еще одна причина – низкий уровень финансовой грамотности. Те, кто решил обратиться в банк за кредитом, не умеют правильно воспринять условия договора, спланировать доходы и расходы и не обращают внимания на проценты и конечную сумму выплат. Кроме того, кредитные учреждения, пользуясь безграмотностью своих клиентов, предлагают им рефинансирование старых кредитов, по которым сложно платить. В итоге обработанный специалистами банка клиент оформляет новый договор кредита по максимальным ставкам, не понимая, что это ему экономически не выгодно.
Третья причина, вгоняющая население в долги, – доступность банковского продукта, который сегодня легко предлагают различные кредитные организации.
Все перечисленное выше ведет к тому, что обязательства заемщиков продолжают расти, а возможности отдавать займы снижаются. Так, по данным Центрального банка Российской федерации на 1 февраля 2015 года, физические лица Челябинской области различным банкам должны около 280 миллиардов рублей. Объем просроченной задолженности составляет около 20 миллиардов рублей.
– Банковские должники сегодня – это, как правило, добросовестные заемщики, признающие долг, но столкнувшиеся с финансовыми трудностями разного характера: от снижения доходов до потери работы, – говорила на семинаре руководитель центра защиты прав заемщиков Елена Фасахова. – К сожалению, потеря работы или заработка – не повод для расторжения договора с банком. Согласно исследованиям авторитетного коллекторского агентства, каждый пятый россиянин имеет проблемный кредит, главной причиной задержек в расчетах с банками стало резкое ухудшение материального положения. В условиях быстрого роста цен на продукты и другие товары первой необходимости у должников просто не остается денег на погашение ранее взятых кредитов. На снижение уровня благосостояния населения в нынешнем году повлияло повышение ЦБ РФ ключевой ставки, что так же существенно ухудшило положение представителей малого бизнеса, для которых ряд банков повысил процентные ставки по уже заключенным кредитным договорам.
Во время проведения семинара его участники узнали об основных условиях, на которые необходимо обращать внимание при подписании кредитного договора с банком, а также об особенностях досудебного урегулирования споров с финансово-кредитными учреждениями. Так, перед подписанием кредитного договора необходимо внимательно изучить данные: полную стоимость кредита, процентную ставку, суммы ежемесячных платежей и комиссий, переплаты. Следует понять, насколько реально «потянуть» данный банковский продукт.
Руководитель центра защиты прав заемщиков объяснила присутствующим, что страхование жизни и здоровья заемщика, которое так любят навязывать банки, является добровольным актом. И поэтому при оформлении потребительского кредита каждый гражданин имеет полное право отказаться от заключения договора страхования, особенно если в наличии несколько кредитов в одном банке – нет смысла оплачивать одинаковые страховки. После подписания договора страхования оспорить в суде эту услугу как навязанную будет невозможно.
Важный вопрос, поднятый на семинаре, – нарушения, выходящие за рамки действующего законодательства, которые совершают банки, микрофинансовые компании и другие кредитные организации по отношению к своим клиентам-должникам. Это взыскание незаконных комиссий, навязывание дополнительных услуг, угрозы. Разобрав несколько частных случаев, специалисты дали совет должникам, присутствовавшим на семинаре, – помнить, что главная цель организаций, выбивающих долги, – оказать психологическое воздействие на должников и их родственников. Поэтому важно сохранять спокойствие и понимать, что существуют эффективные правовые механизмы защиты от неправомерных действий сотрудников организаций-кредиторов.
Елена Фасахова предупредила присутствовавших на семинаре, что, пользуясь отчаянным положением должников, мошенники нередко готовы помочь «законно» избавиться от долгов. Так, предлагается погасить задолженность за заемщика, но при этом последний не учитывает, что кредитный договор заключен между ним и банком, а организация-посредник преследует здесь свои цели, которые могут загнать заемщика в еще более тяжкую кабалу. Другая опасность – организации, работающие по правилам абонентского обслуживания, которые оказывают юридические услуги, касающиеся кредитов и долгов. На подобные услуги не следует уповать, так как они не приносят никакого правового результата.
В заключение семинара все присутствовавшие получили «правовые памятки», содержащие информацию о том, как общаться с коллекторами, о последствиях просрочки кредитной задолженности, а также образцы процессуальных документов.