Самый популярный вопрос, который задают маэстро и на который он уже устал отвечать, – не родственник ли он одному из легендарных основателей МХАТа?
Возможно, род дирижера Немировича-Данченко из Новосибирского театра музыкальной комедии имеет отношение к родному брату Владимира Немировича-Данченко Василию Ивановичу, однако достоверных сведений об этом нет.
Как и многие представители столь громкой фамилии, Денис Александрович посвятил жизнь искусству. То, что дирижерская профессия – его призвание, он понял в 1997 году, когда поступил в Новосибирскую консерваторию. Там судьба свела с одним из выдающихся дирижеров второй половины двадцатого столетия Арнольдом Кацем.
– Я попал на курс ученика Арнольда Михайловича, – рассказывает Денис Немирович-Данченко, – а «для себя» посещал и занятия Каца, поскольку он этого не запрещал. Я смотрел, запоминал, «впитывал». Он все во мне перевернул, я понял, что дирижирование – это то, чем я хотел бы заниматься. Кац все время говорил, что дирижирование – это магия. Помимо того, что он, я считаю, был одним из самых выдающихся дирижеров своего времени, он был еще и выдающимся педагогом, который умел заразить любовью к своему делу.
Денису Александровичу в качестве дирижера доводилось работать не только с коллективом Новосибирского театра музыкальной комедии, но и с симфоническим оркестром Томской филармонии, коллективами Кемерова, Кузнецка, Новосибирским эстрадно-симфоническим оркестром. Работа в Магнитогорске над постановкой комедийного мюзикла «Тетка Чарлея» заметно расширила его «творческую географию».
– Это опыт общения с хорошими музыкантами и хорошими людьми, – говорит Немирович-Данченко. – С ними интересно и приятно было работать, на мой взгляд, между нами возникло взаимопонимание. Я очень люблю джазовую музыку, было время, когда я ею серьезно занимался, и сейчас продолжаю заниматься. И очень люблю классику. В данном спектакле есть синтез классического и джазового материала – того, что мне близко. А вообще мне приходилось работать во всех музыкальных направлениях, кроме, пожалуй, жесткого хеви-метал.
Есть у Дениса Александровича и композиторский опыт:
– Немного для себя сочиняю, – признался он. – Однажды отправил свои хоровые сочинения разных жанров на всероссийский конкурс «Молодая классика» в Вологду – в жюри там обычно представители Москвы и Санкт-Петербурга. Одно из моих произведений получило третье место.
А взгляд на современное состояние музыкального искусства в России у Немировича-Данченко вполне оптимистичный:
– Сейчас в России наступает момент, когда классика завоевывает в сердцах слушателя место наравне с эстрадой или даже будет в скором времени преобладать, как это было всегда. У нас большое количество композиторов, которые сочиняют хорошую классическую музыку. Часть пишет произведения для театра, очень много музыки создается для кино.
Есть российские композиторы, которые пишут для Запада, мы их сочинений не слышим… Средства массовой информации, к сожалению, предпочитают работать на конъюнктуру, уделяя максимум внимания не лучшим образцам массовой культуры, либо озвучивая какие-то броские имена. Но ведь в нашей стране есть немало других прекрасных исполнителей, которые очень много выступают в Европе и России, просто они менее «раскручены». В этом смысле ничего не утрачено. На мой взгляд, сейчас происходит возврат к тому, что было. Ведь когда-то музыка, например, Моцарта, Гайдна была элитарной, потому что была салонной. И сейчас появляется много музыки, которая рассчитана на подготовленного слушателя, хорошо воспринимащего что-то новое, экстравагантное, может быть, неклассическое, приветствующего поиск новых форм. Этот слушатель не может быть массовым.