– Мы продолжаем традицию, – объяснила гостям форума заведующая кафедрой социальной работы и психолого-педагогического образования Ольга Потрикеева, – такие мероприятия у нас проводятся ежегодно.
Мы хотим помочь молодежи сориентироваться в современном обществе, осознать себя гражданами, найти свое место в жизни и определить «персональные точки» для приложения своих творческих сил, реализации интересов и воплощения идей. В частности, наша кафедра уже не первый год активно занимается волонтерской деятельностью. Сотрудничаем с автономной некоммерческой организацией «Источник жизни», подразделениями городской администрации.
– Если вы способны выступить инициаторами проведения такого форума, в формате которого будете определять собственное место в жизни, планы и стратегию их реализации, значит, вы уже созрели как личности, – добавила, обращаясь к аудитории, директор Института педагогики, психологии и социальной работы Ольга Гневэк. –
Очень надеюсь на то, что главным итогом форума станет готовность действовать. Действовать во имя добра. Это замечательно, что вы собрались в наше сложное время для того, чтобы созидать.
– Силами студентов и преподавателей нашей кафедры было проведено исследование, посвященное изучению социального статуса и проблем студенческой молодежи, – рассказывает кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Светлана Бурилкина. – Эта особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, педагогов, социологов, поскольку именно она является инициатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. То есть молодежь играет колоссальную роль в жизни страны, но при этом является одной из самых незащищенных групп населения. А студенческая молодежь и вовсе особая категория, специфическая общность людей, объединенная институтом образования. На сегодняшний день по ряду объективных и субъективных причин именно студенческая молодежь как наиболее образованная и вместе с тем как наиболее проблемная часть населения оказалась замкнутой в кругу собственных социальных проблем. Иначе говоря, лишена возможности удовлетворения своих социальных потребностей.
Сбор первичной информации осуществлялся методом индивидуального анкетного опроса и охватил 395 учащихся МГТУ. Среди прочего нас, в частности, интересовало, как вообще студенты относятся к высшему образованию и какими мотивами они руководствуются при обучении избранной специальности. Большинство респондентов полагают, что образование дает прямую возможность найти работу, более 40 процентов опрошенных думают, что это позволит стать образованным и культурным человеком, приблизительно столько же уверены в том, что образование поможет сделать карьеру. А десять юношей полагают, что это поможет отсрочить службу в армии. Среди девушек преобладает мотив возможности сравнительно удачно найти работу. Четвертая часть опрошенных считает, что высшее образование престижно, это ключ к успеху. 15 процентов говорят о том, что оно дает шанс изменить свою жизнь. В основном так считают студенты-заочники. Наши студенты хотели бы реализовать себя в разных сферах деятельности: образовании и управлении, социальной защите населения, охране правопорядка, предпринимательстве. Примечательно, что около десяти процентов опрошенных вообще не хотели бы работать. Около сорока процентов респондентов заявили, что прежде всего их волнует плохое материальное положение, треть студентов имеют проблемы с работой, 27 процентов заботят проблемы со здоровьем, 20 процентов не знают, чему посвятить досуг, 17 процентов не могут побороть собственные вредные привычки. Эти и многие другие актуальные вопросы были обсуждены в формате состоявшегося «круглого стола»