Николай Алексеевич попал в Магнитку случайно. Но сумел стать вовсе не случайным человеком в ее судьбе – одним из тех, кто составляет славу нашего рабочего города.
В разгар коллективизации семья Доможировых осталась без единственной коровы. Положение было бедственным, и отец, посадив трехлетнего Николая в санки, вместе с семьей пешком отправился из села Крутояры Кустанайской области на Магнитострой. А «в конце октября 1942 года в группе токарей мастера Александра Смеловского появился четырнадцатилетний новичок Николай Рогалев», – писал в своих воспоминаниях об учебе в ремесленном училище №1 Николай Доможиров. Рогалевым он назвал себя.
До поступления в училище Николай успел самостоятельно поработать токарем на автобазе металлургического комбината. Поэтому вскоре он стал учеником Сергея Филиппова, выпускника ФЗУ, осваивал сложные операции по изготовлению деталей реактивных снарядов для «катюш».
«Через неделю Рогалев с заметным волнением стоял на деревянной подставке, уверенно вставил заготовку в цанговый патрон и запустил станок. Нарезка внутренней резьбы требовала хороших навыков и мгновенной реакции. Нужно было своевременно отвести резец, иначе он мог или сломаться, или выбить заготовку из патрона». Новичка ждала удача, и он стал сменщиком Сергея Филиппова.
А после рабочих смен Николай занимался в оркестре народных инструментов, много читал. В воспоминаниях он признается, что в какой-то степени эти занятия отвлекали от мыслей о голоде…
«Ударными темпами силами учащихся велось строительство литейной мастерской. 19 декабря 1942 года первая партия смертоносного оружия покинула ворота училища. Задание правительства – наладить в его стенах производство мин – выполнено, – писал Николай Доможиров. – По распределению все выпускники групп токарей и литейщиков оказались в цехах металлургического комбината. Рогалев приступил к работе в основном механическом цехе. Группа литейщиков была с восторгом принята коллективом ФЛЦ, где бывшие практиканты помогали взрослым осваивать новые виды продукции, в числе которых были башни для танков «КВ», траки, гусеницы, ведущие колеса. Руками выпускников училища №1 за годы войны было отлито три миллиона корпусов мин, полтора миллиона корпусов деталей».
Николай Алексеевич писал о славных выпускниках училища, ставших впоследствии орденоносцами, обладателями звания «Заслуженный металлург Российской Федерации». «Осуществилась и давнишняя мечта Николая Рогалева. Он стал учеником седьмого класса школы рабочей молодежи № 2. Долгожданная весть об окончании вой-
ны застала его на уроке литературы».
После школы рабочей молодежи был индустриальный техникум, а затем и полиграфический институт, где Николай Алексеевич заочно осваивал профессию журналиста. Он был человеком неравнодушным, а потому влился в славившуюся своим боевым духом армию рабочих корреспондентов, активно сотрудничал с «Магнитогорским рабочим» и «Магнитогорским металлом». Писал на разные темы, но особое внимание уделял людям рабочих профессий, особенно тем, кто прошел войну. Свои публикации Доможиров подписывал кратко и емко: «Рабкор». Супруга Николая Алексеевича, Софья Петровна Кислова, вспоминает, как вырос Николай Доможиров профессионально под влиянием и руководством одного из ведущих журналистов «Магнитогорского рабочего», аса производственной темы Арона Хинкиса, как они дружили семьями.
Уже на пенсии Николай Алексеевич несколько лет посвятил работе над книгой «Грани семи десятилетий», в которой рассказывал о механиках комбината. Мечтой многих лет его жизни было создание музея родного предприятия. Восемнадцать лет ветеран труда, труженик тыла собирал для него материалы, обрабатывал и хранил их. Надо отметить, что Николай Доможиров, в 1987 году получивший диплом областного университета лекторского мастерства, был одним из лучших экскурсоводов предприятия, прекрасно знал специфику его подразделений. И вот, наконец, 30 декабря
2004 года мечта Николая Алексеевича сбылась – на основании решения тогдашнего директора ЗАО «Механоремонтный комплекс» Виталия Бахметьева был открыт современный, прекрасно оснащенный музей военной и трудовой славы «МРК».
На склоне лет Николай Алексеевич активно работал в культмассовой комиссии городского совета ветеранов. До последних дней жизни он всем сердцем переживал о судьбе и будущем родного города. Его заветным желанием было поучаствовать в создании книги, приуроченной к 80-летию механоремонтной службы комбината. Но век человеческий не бесконечен, и последней земной мечте Николая Доможирова не суждено было сбыться…