«Я здесь неслучайно». В магнитогорском театре «Буратино» новый директор

Театр куклы и актера «Буратино» возглавил Сергей Смирнов. Какие планы у нового руководства и появится ли в культурном учреждении главный режиссер? Читайте подробности на «МР-инфо».

В магнитогорском театре кукол и актера «Буратино» новый директор – Сергей Смирнов, и «Магнитогорскому рабочему» удалось взять у него интервью.

– Сергей Николаевич, вы человек для театра новый, расскажите немного о себе.

– Я коренной житель Магнитогорска, причем, уже в пятом поколении. Мои прадеды жили на этой земле с середины XIX века, они были казачьего рода. Мой прадед Степан даже стоял у основания одного из населенных пунктов Кизильского района. Когда часть земли от киргиз-кайсаков перешла России, казакам, которые жили в станице Магнитной, была команда заселить эти земли. И семья Смирновых-Долгановых забила первый колышек поселка Кацбах. Пять поколений моего рода жили здесь, и я могу честно назвать себя патриотом своего города. Я люблю свой край, свою землю. Моя супруга родилась и выросла здесь, и две мои дочери 21 и 15 лет тоже любят свой город.

Вырос я в семье медиков. Жили мы большой, дружной семьей, в которой было четверо детей, и с детства родители прививали нам любовь к прекрасному. Все мои братья и сестры учились в музыкальной школе, я окончил художественную, а потом поступил в наш горный институт, на кафедру архитектуры. Учился с удовольствием, но вмешался один нюанс: после 4 курса мой товарищ пришел из пекла Чечни, у меня воспылали чувства патриотизма, и я решил уйти в армию. Я написал заявление об академическом отпуске и ушел служить.

Нисколько не жалею о своем поступке, потому что служба в армии оставила только светлые воспоминания, веру в дружбу, плечо товарища, закалила характер. Служил я в спецподразделении пограничных войск ГБ. Граница, сами понимаете, сложное время, но я рад, что сделал этот шаг. И это сыграло свою роль в том, что я не боялся делать серьезные шаги и в дальнейшем. После службы в армии вернулся в Магнитогорск, окончил институт, образовал семью.

– В сфере культуры, насколько я знаю, вы человек не новый?

– Да, мое последнее место работы – Дом дружбы народов, где я был в должности заместителя директора. И скажу сразу – зацепило. До 2017 года Дом дружбы народов по объективным причинам не работал в полную силу, и задача всей команды была «запустить» его. Зацепила культура, мероприятия, фестивали, концерты – там ведь более 40 национальных коллективов. У нас была настоящая, очень дружная команда, мы постоянно были на одной волне. Очень рад, что участвовал в таком количестве мероприятий, в том числе международных, как, к примеру, Кубок мира по сноуборду.

В рамках должностных обязанностей мне пришлось много обучаться – и экономике, и работе в сфере культуры. Учился с удовольствием, понимая, что это – новая ступень, новые вершины, новые знания, которые двигают в развитии.

– С каким чувством вы восприняли предложение стать директором «Буратино»?

– Я очень рад. Когда мне предложили возглавить «Буратино», прямо в душе заклокотало. Даже не потому, что повышение в должности, а потому что театр – это элита культуры. Это возможность подняться на ступень выше.

А вторая и основная причина – возможность попасть в детство. Вспомните себя – наверняка у вас так же детство связано с этим театром. А для меня это особенно значимо. Моя бабушка, Ирина Андреевна Бологова, была знакома со всеми нашими деятелями культуры, ходила на спектакли и концерты и водила меня.

Марк Борнштейн, Виктор Шрайман – знаковые имена истории театра. Я на тот момент был мальчишкой 10-11 лет, и их постановки в детстве я пересмотрел буквально все. И, может быть, именно тогда у меня возникло чувство любви к театру. Я понимал, что это – прекрасное искусство. А когда еще и попадаешь в закулисье, общаешься с теми людьми, которые непосредственно в этом участвуют.… У меня уже на тот момент было чувство, что актеры, режиссеры – это люди, одаренные богом. Это не простые сотрудники, которые выполняют свою работу с 8.00 до 17.00 – они живут театром. И я для себя уже на тот момент понимал, что это – семья. Весь коллектив, который работает в театре – творческая, актерская семья.

И, может быть, уже тогда на уровне подсознания у меня все это отложилось, и когда я создал свою семью, мы стали заядлыми театралами. Как только дочерям исполнялось 2-3 года, мы начинали с ними посещать театр «Буратино». С 10-12 лет – практически все премьеры Театра драмы им. А. С. Пушкина, театра оперы и балета. В «Буратино» тогда поменьше спектаклей взрослых было, но мы всегда на все премьеры ходим всей семьей. На отзывы критиков я никогда не обращаю внимания, ориентируюсь только на себя. Не скажу, что нравится все, но есть постановки, которые настолько цепляют, что ты понимаешь, что без театра жить не можешь.

– Насколько легко удалось вам найти общий язык с коллективом театра?

– Я уже говорил, что мое детство прошло в «Буратино», я здесь неслучайно. У театра шикарная история, у театра отличное будущее, у театра прекрасная семья. Я никогда не называю «коллектив», «творческая труппа», я говорю «семья», и семья меня приняла, я себя чувствую абсолютно комфортно.

Кого-то я знал в рамках деятельности учреждения. До 2018 года мы совместно проводили мероприятия: пока Дом дружбы народов был на ремонте, часть мероприятий мы делали в стенах «Буратино». «Летние парки Магнитки» мы тоже проводили совместно с «Буратино», потому что наша площадка была в сквере имени Бориса Ручьева и мы сотрудничали. И на первой встрече, когда все собрались в зрительном зале, а я стоял на сцене театра «Буратино», я очень волновался! Чувства были непередаваемые!

Я выступил перед коллективом и вижу, что у людей появился интерес ко мне, понимание. И за это небольшое время, что я здесь, я уже настолько погрузился в его жизнь – был на репетициях, общался практически со всем коллективом, и ни у одного человека я не увидел какого-то отрицания: кто такой пришел, зачем пришел? Обычно всегда так бывает: кто бы ты ни был и как бы ни общался, ты новый человек для них. И мое внутреннее чувство подсказывает: меня приняли. Конечно, жизнь покажет, что будет дальше, вопросов много.

– Каков на ваш взгляд должен быть директор такого масштабного учреждения как театр «Буратино»?

– Я назову это таким страшным словом – директор должен быть трехголовым. Он должен прекрасно разбираться в творческом процессе. Он должен быть экономистом. И самое главное – он должен быть крепким хозяйственником. И если какое-то из этих направлений – слабое звено, возникают проблемы у всего театра. Ты отвечаешь за все. От «погоды» в коллективе зависит вся атмосфера, то, насколько успешно мы будем давать спектакли. Вопросы есть. Не буду говорить, что все плохо или хорошо – буду их решать. Я сказал семье «Буратино»: если мы будем все смотреть в одном направлении, двигаться по одной дороге, мы добьемся того, что от нас ждут наши зрители.

– Расскажите о планах.

– Планов очень много, как творческих, так и по реконструкции театра, но я готов буду рассказать об этом чуть позже. В творческих задачах для нас приоритет – привлечь зрителя того поколения, которое к нам практически не ходит – это среднее и старшее школьное звено и молодежь до 25 лет. Это проблема у нас в стране. Это брошенное поколение – и отголоски этого в том числе ситуация в Казани. Наша задача – найти таких режиссеров-постановщиков, таких художников, такие постановки, которые зацепят молодежь, чтобы она с удовольствием смотрела и рассказывала друзьям.

Родители должны понимать, что детей нужно водить в театр. Это прекрасное искусство, которое воспитывает характер ребенка, дает ему задел на будущее. Что греха таить, дети сейчас в основном сидят в интернете, смотрят примитивные сериалы, ток-шоу, которые не дают развиваться мышлению. Театр же заставляет человека жить, задумываться. И от того, насколько качественно поставлен спектакль, зависит, насколько он заставляет человека думать и чувствовать.

– В «Буратино» уже многие годы нет главного режиссера. Планируете ли вы привлечь кого-то на эту должность?

– Вы знаете, я не считаю, что это проблема для театра в данный момент, потому что таковы современные театральные тенденции: многие театры работают без главрежа. Работа с приглашенными режиссерами-постановщиками, художниками, композиторами дает определенный плюс. Это возможность быть в тренде, давать зрителю то, что он хочет. Мы можем привлечь какие-то определенные имена – ведь будь у нас главный режиссер, рано или поздно, он надоест зрителю. А так мы можем каждый год по 1-2 именитых специалиста приглашать сюда и поставить такую постановку, которая будет шагать в ногу со временем. В первую очередь это актуально для привлечения подрастающего поколения в театр.

Мы уже ведем переговоры с креативными молодыми режиссерами. У нас в стране не так много театральных училищ, выпускающих режиссеров и актеров-кукольников, но они есть. У нас есть 3 свободные ставки в труппе, и в данный момент мы ведем переговоры с Нижегородским театральным училищем. Здесь есть ребята молодые, перспективные, которые могут нам понадобиться не только как актеры, но и как режиссеры.

– А с нашей консерваторией вы будете сотрудничать в этом плане?

– У нас, к сожалению, не каждый год консерватория набирает актеров кукольного театра, сейчас они – только второкурсники. Но мы, конечно, планируем с ней сотрудничать, и, может быть, через какое-то время будем набирать свой курс. Конечно, хочется своих ребят, которых мы можем обучить, дать уровень знаний и потом взять на работу в театр. Молодежь нужно привлекать, пока у нас есть наши мэтры. Пока они здесь, пока они работают, пока они готовы передавать свой опыт, я считаю, нужно как можно больше молодежи звать, чтобы они учились.

И в завершение от семьи «Буратино» я хотел бы пригласить жителей города на наши спектакли. Репертуар наш рассчитан на зрителей всех возрастов, а ценовая политика настолько лояльная, что практически каждый человек может себе позволить каждые выходные прийти, привести детей или внуков, вместе посмотреть спектакль, пообщаться.

Вот буквально 8 мая у нас была премьера спектакля «Петрушка на войне», и я смотрел не столько на сам спектакль, сколько на реакцию зрителей, а зрители у нас были от 3 лет. Я чувствовал настоящий заряд энергии от ребятишек, которые настолько искренне сопереживали главному герою, радовались этому спектаклю, и понимал, что мы попали прямо в точку. Ведь самое главное – мы дали им кусочек истории: война, 1941-45 годы, победа нашего народа над Гитлером – мы все это преподносим детишкам.

22 второго мая состоится спектакль «Белый пароход» по произведению Чингиза Айтматова в прекрасной постановке Олега Жюгжды. Этот спектакль рассчитан как раз на подрастающее поколение – он о прекрасном мире ребенка, который соприкасается с жестким миром взрослых. 29 мая начинаются премьерные показы спектакля «Сказки Белого моря». Он рассчитан на более младший возраст, 6+, но интересен будет всем. Отличный режиссер-постановщик Павел Овсянников, которого уже знают магнитогорцы по его предыдущим спектаклям. Это архангельские сказки, очень интересные, со своим колоритом. Нужно обязательно побывать, посмотреть.

От лица всей семьи «Буратино» приглашаю привести своих детей и самим окунуться в детство, хотя бы на час, ведь это дорогого стоит. Я думаю, что все, кто давно живет в этом городе, выросли в «Буратино», а когда эмоции от рядом сидящих детей заряжают тебя позитивом, ты понимаешь, что мир прекрасен, что бы в нем ни происходило.

Exit mobile version