Медицинская сестра Елизавета Николаева в годы войны самоотверженно спасала жизни солдат в Троицком госпитале.
«Я почувствовал перед грядущей большой работой острую нужду в хорошей операционной сестре. Уважаемый друг, если бы вы знали, как тяжело без помощников, хотя бы похожих на вас», – писал ей военный хирург, направленный из госпиталя на фронт.
Хотели отправить на фронт и высококвалифицированную операционную сестру Николаеву, но на ее попечении были малолетняя дочь, парализованная мать и больная сестра.
В трудовой книжке записано, что Елизавета Васильевна устроилась на работу в Троицкую городскую больницу 8 июня 1933 года, уже 7 октября была переведена в хирургическое отделение на ответственную должность операционной сестры. С началом войны она была зачислена на должность старшей операционной сестры развернувшегося в Троицке госпиталя. Более трех лет, до 9 сентября 1944 года, почти беспросветно длились для Елизаветы Николаевой трудовые будни.
Ее дочь Тамара Владимирова вспоминает: работы было столько, что операционной сестре порой некогда было даже поесть, ночевать приходилось в госпитале. Лишь раз в несколько дней удавалось вырваться домой, чтобы повидать родных и осмотреть сестру и мать. Но даже в такие моменты то и дело приезжал за Елизаветой Васильевной госпитальный конюх, кричал под дверью: «Сестра, резить!», и она тут же срывалась с места и уезжала. В редкие минуты отдыха все мысли Елизаветы Васильевны были там, в госпитале, с ранеными. О них она постоянно рассказывала маме и сестре: кого привезли, кто пошел на поправку. Тяжело переживала их смерти. И ни разу никто не слышал от нее ни одной жалобы на усталость…
– Мама была беззаветно предана своей профессии, – говорит дочь Тамара Михайловна, – прекрасно знала свое дело, могла до мелочей просчитать ход любой операции. Ей даже рекомендовали идти учиться в мединститут.
С 1956 года и до ухода на заслуженный отдых в 1973 году Елизавета Николаева работала медицинской сестрой глазного отделения первой городской больницы Магнитогорска.