Косинус против косности. Математика – отличный инструмент для воспитания личности

Очередным шагом, сигнализирующим, что власти страны обратили внимание на подготовку рабочих и инженерных кадров, стало распоряжение правительства РФ. 

Документ направлен на популяризацию рабочих и инженерных профессий. Среди предлагаемых мероприятий – реализация системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», ежегодные всероссийские олимпиады профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей по методике «WorldSkills» c учетом мероприятий «JuniorSkills», а также отраслевых чемпионатов и целый ряд других. Понятно, чтобы стать высококвалифицированным специалистом в выбранной профессии, сегодня невозможно обойтись без хорошего знания точных наук, в первую очередь – математики.
К сожалению, знания наших школьников по алгебре и геометрии зачастую блестящими не назовешь. Об этом свидетельствуют невысокие баллы ЕГЭ по математике выпускников школ.
В прошлом году, к примеру, Рособрнадзор даже вынужден был установить минимум в двадцать четыре балла (из ста возможных) по математике, необходимых для поступления в вузы, и двадцать баллов для получения выпускниками аттестатов о среднем образовании и возможности в дальнейшем получить профессию в учреждениях среднего профессионального образования. Поэтому понятны усилия Магнитогорского технического университета, направленные на улучшение знаний будущих абитуриентов, потенциальных студентов вуза. Одна из возможностей изменить ситуацию с преподаванием «царицы точных наук» – повышение квалификации самих школьных учителей математики. Ведь от них в первую очередь зависит уровень знаний, получаемых их учениками.
Настоящим событием для учителей стала возможность пообщаться с одним из лучших в стране преподавателей этой дисциплины, организованная Институтом дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт». По просьбе его бывших учеников, выбравших педагогическую стезю, в Магнитогорске побывал учитель с большой буквы Роман Хазанкин. Одни только его титулы и звания чего стоят: лауреат Государственной премии СССР, заслуженный учитель школы РСФСР, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, трижды лауреат премии фонда «Династия» в номинациях «Наставник будущих ученых» и «За выдающиеся заслуги в области физико-математического образования», народный учитель республики Башкортостан.
Роман Григорьевич в свое время закончил Магнитогорский педагогический институт, начинал учительскую карьеру в нашем городе, потом перебрался в Белорецк, где по его инициативе сначала были открыты классы для математически одаренных детей, потом – известная на всю страну компьютерная школа, в которую стремятся попасть дети не только из Башкортостана, Челябинской области, но и центральных областей России. Хазанкин – создатель системы обучения математике «Вертикальная педагогика». Его методика впечатляет результатами: более двух сотен воспитанников окончили Московский государственный университет, более шестидесяти – Московский физико-технический институт, национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», десятки выпускников Магнитогорского технического университета. Среди учеников Хазанкина около сотни кандидатов физико-математических и технических наук, четыре доктора физико-математических и технических наук. Среди них есть и те, кому другие учителя ставили «диагноз» «двоечник».
А Роман Григорьевич говорит просто:
– Одни дети более способны к математике, другие – менее. Одним больше повезло с учителями начальных классов, где закладывается база знаний, другим – меньше. Всегда в классе есть группа ребят, с которыми работать сложнее. Таких я оставляю дополнительно заниматься во время каникул. Еще и еще раз объясняю непонятное, «оживляю» математику картинками и рисунками. Им надо больше времени, чтобы разобраться в материале. Но все они потом поступают в хорошие вузы.
Философия его метода проста – побудить учащихся к самостоятельному творчеству на уроке, к реализации скрытых возможностей каждого отдельного школьника. При такой постановке обучения ученики часто не замечают, как пролетают уроки, как много они думают при этом и не устают. Хазанкин считает: чтобы ребятам было интересно, надо изгнать с уроков, а также из домашних заданий скуку, зубрежку, заложить в основу обучения совместный труд учителя и ученика, младших и старших школьников.
Не случайно его «Практикум по решению геометрических задач повышенной сложности» привлек внимание магнитогорской педагогической общественности. Не секрет, нынешняя школьная программа по математике настолько усложнена, что некоторые задачи не могут решить и сами учителя. После занятий на курсах повышения квалификации с выдающимся педагогом они признавались, что только теперь поняли, как решаются такие задачи. И восхищались, с какой легкостью и изяществом их решает Мастер.
Заместитель директора Института дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт» Ольга Ибрагимова, побывавшая на мастер-классе, заметила:
– Какие интересные уроки – не оторваться! Мне, к сожалению, не посчастливилось встретить в жизни такого учителя. Иначе, может быть, посвятила бы себя математике…
А вот мнения педагогов школы №59.
Сания Шиванова:
– Его задачи вдохновляют и заставляют задуматься, как и чему учить. Математика для Романа Григорьевича – инструмент для воспитания личности. Есть чему поучиться. У меня сейчас одиннадцатиклассники готовятся к сдаче ЕГЭ. Методика Хазанкина как раз поможет выстроить урок так, чтобы ученик не боялся решать сложные задачи.
Людмила Мофа:
– Роман Григорьевич способен постоянно удивлять. Он удивлял нас сорок лет назад, удивляет и восхищает сегодня.
Мастера ждут в Новосибирском академгородке, в Томске, в ставшей ему родной Башкирии. Ждут новых встреч и магнитогорские учителя.
Exit mobile version