Театр как потрясение. Снят увлекательный фильм об истории Магнитогорского драмтеатра

Объединение городских библиотек представит удивительную киноверсию истории Магнитогорского драматического театра имени Пушкина. Подробности – на “МР-инфо”.

Энтузиазм заразителен 

Событие, когда библиотечное учреждение снимает фильм о театре, само по себе нетривиально и наверняка может способствовать формированию единого культурного поля города, без которого работу по сохранению памяти о важных вехах культурной жизни города не сделать системной.  

Надо отметить, что сам труд над фильмом «Театр как неизбежность» был столь увлекательным и важным делом для всех участников процесса, что операторы картины Александр ИСТОМИН и Михаил ГОЛОВОЧЕСОВ, по роду основной деятельности далекие от сферы культуры и искусства, на протяжении полутора лет совершенно бескорыстно посвящали свое свободное время – выходные, праздники, съемкам. В результате ими было отснято столько интереснейшего материала, что, увы, лишь небольшую часть его удалось вместить в часовой фильм.  

«Фильм-паломничество» – так определили жанр документальной ленты «Театр как неизбежность» ее авторы. Это захватывающее путешествие в прошлое коснется, в том числе, первых дней зарождения театрального искусства в строящемся социалистическом городе Магнитогорске. Тогда неустроенный быт, непосильный труд не мешали первостроителям мечтать о высоком. Отголоски этой прекрасной мечты  – мечты о театре – мы услышим во время киноэкскурса к первым театральным баракам города, знакомства с первыми театрами рабочей молодежи (их было несколько и они довольно жестко конкурировали между собой!), первыми вдохновленными энтузиастами театрального дела, «поднимавшими» искусство на Магнитке. Все эти, безусловно, бесконечно дорогие магнитогорцам события, люди, коллективы в фильм попали благодаря большому труду музыкантов Валерия СЕМЕНОВА и Татьяны ЯКИМЕНКО, собравшим сведения из истории магнитогорского театра 1930-37 годов, а также помощи бывшего хранителя архива драмтеатра Людмилы КОЗЛОВОЙ.

Рождение видеоряда 

О каждом из периодов истории магнитогорского театра – военных, послевоенных, перестроечных годах и современном этапе зрители обязательно услышат «то, что никогда не слышали». Длительным и трудоемким был сбор исторического материала для фильма. А отправной точкой для его создателей стал проходивший недавно капитальный ремонт здания магнитогорской драмы.      

– Прежде чем родится что-то серьезное, ты должен этим «загореться», – рассказывает предысторию фильма его автор – режиссер Центра визуальной культуры «Век» Объединения городских библиотек Игорь ГОНЧАРОВ. – Однажды, проходя мимо здания театра, я увидел выставленные окна, остановился и подумал: «Какая фактура!» В голове сразу появился видеоряд. Основная проблема кино – когда для отражения какого-то содержания не набирается видеоряд. Здесь же я сразу увидел, что он наберется и будет, видимо, проходить через фильм сквозной линией, потому что тема разрушения и становления вечная, и она, видимо, станет какой-то канвой этапов становления и упадка театра. Когда ты уже поработал над историческими фильмами, понимаешь ценность, важность материала и меру собственной ответственности за него. Для чего нам все это нужно? Чтобы понять, какими мы были и какими должны быть сейчас, найти эту связь между прошлым и настоящим… 

Идею создания фильма одобрил бывший главный режиссер Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Максим КАЛЬСИН, принявший участие в съемках и монтаже окончательной версии фильма. Большую помощь в поиске материала оказал кинолетописец Магнитки Леонор Галеевич ИБРАГИМОВ, сохранивший многие документальные кинокадры из жизни Магнитки. Найденные в городском архиве пленки 1960-х – 70-х годов Игорь Гончаров отвез для оцифровки в Челябинск, и все ради нескольких эффектных кадров – например, о том, как бульдозер работает на будущей строительной площадке здания драмтеатра. Архивными кадрами поделились в телекомпании ТВ-ИН – например, о бесподобной актерской игре народного артиста РСФСР Льва Самарджиди.  

Театр как матрица и ориентир 

– Нам очень повезло с приездом в город Валерия Бакиевича, – уверен Игорь Гончаров. – Ахадов ведь выбирал из нескольких предложений, куда ему привезти свой театр, и Магнитогорск смог «ухватить» шанс судьбы, а это значит, что власти города понимали значение искусства в его жизни как необходимого «противовеса» промышленному профилю и были расположены к театру. Искусство необходимо для общей целостности, стабильности развития города. Жителю трудового города вообще всегда необходимо осознание высокой цели его труда, а рост материальный должен непременно совпадать с ростом духовным. Тяга к искусству неизбежна, она универсальна для всех подобных городов – об этом говорили эксперты в области культуры, увидевшие фильм до премьеры и назвавшие историю, отраженную в нем, «матрицей» истории всех театров, созданных в промышленных центрах в период строительства социализма. Во время руководства Ахадова в сознание горожан было заложено некое «эталонное видение», каким должен быть театр. И в тяжелые времена мы всегда можем оглянуться, посмотреть, как было. Это очень важно, когда традиция есть и надо только вспомнить ее. 

Окончательное осознание того, что фильм состоялся, возникло тогда, когда в распоряжении авторов оказались кадры бывшего главного режиссера магнитогорского драмтеатра известного кинорежиссера Валерия АХАДОВА о периоде его работы в нашем городе. Это время многие не без оснований вспоминают как высшую точку развития, «золотой век» в истории театра.  

Многое о том важном периоде рассказал его свидетель – бывший главный художник магнитогорской драмы, а ныне художник-постановщик многих спектаклей нашего театра Вячеслав ВИДАНОВ. В итоге благодаря большой работе и помощи многих людей удалось выстроить сплошную «линию» истории театра без разрывов.    

– Для меня работа над этим фильмом стала откровением, скорее, даже потрясением, – рассказывает Игорь Гончаров. – Я пришел просто что-то снять через эти разбитые окна, пройтись «по-легкому», сделать красивый фильм с видеорядом-реконструкцией. Оказалось, что я не только ничего не знал о театре, я даже не предполагал, какая мощнейшая драматургия была в процессе его становления в Магнитогорске, и какое по-настоящему большое явление наш театр, сколько через него прошло знаменательных вех. Я стал гордиться им, понял, что это некий символ нашей истории, на которой мы все стоим и на которую можно опереться. И еще я испытал сладкое чувство дарения, когда ты можешь преподнести людям что-то, чего не знает никто. Взгляд на театр в процессе работы над фильмом у меня очень изменился. Если кино заставляет любить и ценить прекрасное, и ты, как режиссер, подводишь зрителя к нужному переживанию, то театр предлагает ценить прекрасное. Для этого в его арсенале есть такой способ, как игра, в которую вовлекается зритель. Здесь в этом смысле гораздо более живая структура, где есть вечная игра сцены и зрительного зала. И зритель оценивает театр с точки зрения того, затягивает его действие на сцене или нет. Поэтому театру очень важно чувствовать дыхание времени, если этого нет, он рискует быть непосещаемым. И в истории магнитогорского театра был момент, когда его закрывали. Для людей, которые приходят в театр, он – реально мощнейший инструмент для осознания того, что обязательно нужно в себе пробуждать и чувствовать, для поиска какого-то ориентира. 

Важная составляющая фильма, которую автор назвал «маленьким музеем театра», – попытка раскрыть не только историю магнитогорского драмтеатра, но и важное обобщение о значении театрального искусства в жизни человека, его внутренних механизмах, течениях. Целью было сделать настоящий документальный фильм, который бы раскрывал явление театра на всех уровнях – от конкретных актеров до конкретного театра, от театра конкретной страны до театра как некоего феномена человеческого бытия.  

После просмотра фильма предусмотрена встреча зрителей с его участниками и режиссером в формате диалога. В ней примут участие актеры Татьяна БАШТАНОВА, Владимир БОГДАНОВ, Анна ДАШУК, Андрей МАЙОРОВ.  

– Думаю, там уместно будет поговорить о прошлом, настоящем и будущем театра и о театре вообще, – предполагает режиссер. 

Документальный фильм «Театр как неизбежность» можно увидеть во вторник, 18 мая, в 18.30 в драматическом театре имени Пушкина. 

Exit mobile version