Речь о персональной выставке художника Тимура ХУЖИНА «Лабиринты реальности», пишет сайт “МР-инфо”.
Один из залов МКГ наполнился искусно выписанными механистичными цветами, насекомыми и птицами, музыкальными инструментами и строениями, полностью состоящими из орнаментов или сотканных из тончайших линий. Таково уникальное творчество челябинского художника, дизайнера компьютерной графики.
В плену узоров и линий
– Магнитогорцы впервые познакомились с творчеством автора, когда Тимур Галимжанович участвовал в Межрегиональной биеннале «Лабиринт» в 2019 году со своей работой «Приют механика», – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник выставочно-просветительского отдела МКГ Ирина ТЕРЕЩЕНКО. – Она показалась нам очень интересной, но в потоке других картин выглядела довольно скромно, и когда мы увидели, насколько уверенно автор работает в своей манере, насколько много у него работ в его стилистике, мы договорились о персональной выставке.
Экспозиция задумывалась на 2020 год, но по понятным причинам была перенесена, и вот теперь мы, наконец, имеем возможность познакомиться с необычным миром, созданным автором.
Тимур Хужин имеет два художественных образования – в 1999 году он окончил Челябинское художественное училище по специальности «Художник-аниматор» и вместе с сокурсниками вошел в число первых в России мультипликаторов, работающих на компьютерах. В 2005-м Тимур стал выпускником факультета декоративно-прикладного искусства Челябинской академии культуры и искусств. С 2000 г. и по настоящее время занимается созданием компьютерной графики на телевидении ГТРК «Южный Урал» и параллельно – творчеством.
Довольно долго художник искал свой уникальный стиль, пока в 2010 г. не познакомился с акриловыми красками.
– Акрил дает и яркость, и цвет, который мне нравится, поэтому последние несколько лет я работаю только с этим материалом. Не люблю унылые тона, их и так хватает в нашей жизни, – говорит Тимур Галимжанович.
В отличие от масляных красок, акрил быстро сохнет и дает возможность создавать тончайшие линии, не смешивающиеся с соседними цветами. Нанесенные определенным, строго направленным образом благодаря оптическому смешиванию цветов они формируют оттенки, а яркость цвета приковывает взгляд и вдохновляет всмотреться внимательнее в сплетение линий, за которыми – фантастические миры.
Яркость акрила, тонкость проработки компьютерной графики, тяга к мультипликации и декоративно-прикладному искусству помогли Тимуру создать две авторских манеры живописи – как называет их сам художник, «узорную» и «каллиграфическую».
– По сути, материалы живописные – это оргалит и акрил, но по самой технике манера ближе к графической. Это узорная техника, когда все пространство и сам основной изображаемый предмет разбиваются на мелкие детали, состоящие из геометрического орнамента. Это уникальная находка, позволяющая с помощью орнаментов показать объект в движении, объеме. Вторая манера – штриховая. Тонкой кистью, методично, кропотливо, скрупулезно художник наносит штрих за штрихом, – рассказывает Ирина Терещенко. – Тимур Хужин не так прост, как может показаться на первый взгляд. У него очень грамотное владение композицией, техникой.
На выставке представлены 40 работ, созданных за последнее десятилетие, и мы видим, как растет автор, как развиваются и изменяются его техники, как он ищет свою реальность, глядя сквозь реальность нашего мира.
Сон механической бабочки
Тимур Хужин черпает вдохновение из советских фантастических романов – и это видно по названиям его работ. Вот, к примеру, «Поселок» Кира Булычева или «Полдень» – отсылающий нас к роману братьев Стругацких. Но на всех этих работах, выполненных в «каллиграфической» манере, мы видим гипермеханистический мир киберпанка, в котором нет места человеку – ни создателю всех этих механизмов, ни тому, кто мог бы среди них обитать.
– Что это? Посыл художника, что человеку нет места в будущем? Или мысль о том, что механизмы настолько поглотили всю планету, что даже насекомые и животные больше похожи на роботов? Либо человек находится в уединении, как на этой любимой автором работе «Приют механика», где мы видим некое поле, наполненное различными механизмами, и небольшой домик, где, возможно, спрятан некий человек, который создал этот мир? – задается вопросами куратор выставки, как, впрочем, наверное, и каждый, на ней побывавший.
Вот «Сон», по своему метаморфирующий известное конфуцианское изречение – и то ли бабочке снится, что она – часть некоего механизма-растения, а то ли самому ему снится, что он – бабочка. А вот ползущий по веткам-рельсам паровоз-улитка в картине «Гудок» – в каждый момент задаешься вопросом: когда живое перерастает в механизм, и кем оно было в самом начале? Есть ли в этом мире жизнь или автор (а вместе с ним и зритель) бесконечно одинок среди населяющих этот мир механических сущностей?
На этом фоне интересна начатая в 2019 году достаточно реалистичная серия в штриховой манере, навеянная воспоминаниями о советском прошлом – 42-летний Тимур Хужин успел захватить эту часть жизни нашей страны. Вот пришедшаяся в тему грядущего 76-летия Победы «Призрак мелодии» – молчаливая, но наполненная немым звучанием. А когда глядишь вслед многомоторной, многооконной серпасто-молоткастой мечте советского мальчика, летящей на картине «Крылья Советов», отчего-то вспышкой приходит на память мечта другого, японского мальчика из мультфильма Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает», и мысль вновь уносит нас к теме противостояния механизма и гуманизма. К слову, это не единственная работа Тимура Хужина, которая четкой прорисовкой, яркостью цвета перекликается с этим известнейшим аниматором, и тут также чувствуется любовь автора к мультипликации.
Второе, узорное, направление интересно тем, что автор выделяет некий предмет или животное и показывает его нам сквозь призму своей техники, перенося в собственную реальность, существующую по неким иным законам. Традиционное, уходящее корнями в самую глубину истоков цивилизации, искусство орнамента приобретает совершенно новое, очень современное звучание. Из орнамента состоит все – и сам объект внимания художника, и поля, и деревья, и реки, и облака, скорее напоминающие графические текстуры, с удивительной скрупулезностью выписанные кистью.
Орнамент помогает создать движение в, пожалуй, единственных работах, где мы видим изображение человека – посвященных теме любимого Тимуром хоккея «Мгновение» и «Готовность». Он позволяет выводить привычные предметы в параллельную реальность сюрреализма, главный постулат которого: все в этом мире может быть совсем не тем, чем кажется. В этом оригинальна его серия, посвященная музыкальным инструментам, где с помощью орнаментальных мотивов, своеобразных вибрирующих линий автор пытается передать мощь звука.
Выделяются три работы «Свежесть», Жара» и «Открытие». На первый взгляд кажется, что автор тут отчасти изменяет своему принципу, поместив объекты на чистый однотонный фон, который своей яркостью добавляет силу ощущения от самой работы, но, приглядевшись, понимаешь, что он, как и «Черный квадрат» Малевича, однотонен лишь на первый взгляд.
Тимур Хужин – постоянный участник выставок современного искусства в России и за рубежом, он провел 14 персональных экспозиций, его картины органично вписываются в любое выставочное пространство – не только залов галерей и музеев, но и ночных клубов, фойе гостиниц.
Уникальная возможность познакомиться с творчеством автора есть и у магнитогорцев – поспешите, работа выставки продлится только до 22 мая.