Смотрите, как он умеет! Андрей Бердников – о своем актёрском счастье

Недавний юбилей для ведущего актёра драматического театра имени Пушкина Андрея Викторовича Бердникова стал поводом подвести промежуточные профессиональные итоги и вновь «начать все с нуля».

А еще – устроить в театре творческий вечер, который стал большим праздником. Поклонники таланта Андрея Бердникова узрели актера таким, каким не видели его в спектаклях, и услышали от него искреннее «спасибо» в свой адрес. Накануне мы говорили с Андреем Викторовичем о его профессии и творческой судьбе.
О любимых ролях
Поклонников у Андрея Бердникова после осенней премьеры «Леса» по Островскому стало, вне всяких сомнений, еще больше. Роль Геннадия Несчастливцева – дворянина по происхождению, избравшего жизнь нищего бродяги ради служения искусству, он считает одной из самых важных:
– За 34 года сыграно больше 130 ролей, среди них несколько этапных, которые тяжело давались и «двигали» меня вперед. В 27 лет довелось играть Незнамова в «Без вины виноватых», в 32 – Фигаро в пьесе Бомарше – роль мирового репертуара, потом была роль у Сергея Пускепалиса в спектакле по пьесе Алексея Слаповского «Уезжаю». Спектакль потрясающий – мы привозили его в Магнитку на фестиваль в начале 2000-х, это была сложная роль, в чем-то перекликающаяся с вампиловским Зиловым из «Утиной охоты». Сейчас судьба мне Несчастливцева подбросила. Довольно редко актеру выпадает счастье сыграть актера, его судьбу. В этой роли я сказал все, что копил внутри с тех пор, как взял на себя право называться актером. О том, что я переживаю, о том, как моя жизнь складывается, появилась возможность рассказать со сцены… В Магнитке у меня есть еще один любимый спектакль – «Без правил», где я писатель. Девять лет он идет на малой сцене, мы его сыграли более 150 раз, и я знаю людей, которые по пять-шесть раз приходят на него. Это какие-то судьбоносные вещи…
О старом и новом
Сыграть роль полторы сотни раз и при этом остаться интересным зрителю можно, наверное, только если всякий раз эта роль звучит по-новому. Возможность актеру всегда оставаться «живым» дают приемы игрового театра.  
– Внутри театра происходило некое противостояние старого и нового, – вспоминает Андрей Бердников. – Психологический театр стал противопоставляться игровому. Я долго размышлял, в чем разница между ними, и я ее понял. Если представить, что актер – это портной, а роль – это костюм, то в психологическом театре на протяжении репетиций я придумываю и шью этот костюм, и к премьере он полностью готов. Я влезаю в этот костюм, выхожу на сцену, играю. Заканчивается спектакль, я снимаю костюм, вешаю его в шкаф. На следующий спектакль вновь его надеваю. А в игровом театре на протяжении репетиций я выдумываю костюм, легкими ниточками его набрасываю. На премьере надеваю его, к концу спектакля он разлетается. На следующем спектакле создаю его заново, и он уже другой. Мне ближе игровой театр, когда я на репетициях придумываю костюм, я знаю его, но шью его на спектакле. Это дает мне возможность работать над образом, менять его. Театр – это живое искусство, оно здесь и сейчас, эта сиюминутность – самое ценное, что есть в нем. Театр вообще неповторимое искусство, его нельзя зафиксировать, и записанный спектакль становится неинтересным.
Искусство – величина постоянная
– Театр вечен, – убежден Андрей Викторович. – Его не перебьют ни кино, ни телевидение, потому что театр – это единственное искусство, где живой человек встречается с живым человеком. Человек, который на протяжении двух часов играет судьбу какого-то другого человека, должен быть интересен человеку со своей судьбой, пришедшему в зрительный зал. Они обмениваются энергиями, мыслями, чувствами, переживаниями, болью, радостью. И тому, кто в зале, становится легче, он выходит либо просветленный, либо задумавшийся, либо смеющийся. И человек, который выходил на сцену, понимает, что он не зря это сделал, он что-то свое отстоял.
А потому…
– Миссия актера – величина постоянная, – на сто процентов уверен Андрей Бердников. – Какие бы времена ни настали, какие бы ветры ни дули, задача актера остается одной и той же… Зачем люди приходят в театр? Чтобы найти ответы на какие-то вопросы, которыми в жизни они либо не удосужились задаться, либо задались и не смоги отыскать на них ответа. Кто-то приходит в театр за пищей для размышлений, а кто-то – отдохнуть или облегчить душу. И задача актера – сделать так, чтобы зрителю было интересно в любом случае.
А еще…
– Театр – это не просто увлечение, порой приходится жить на сцене наперекор, вопреки чему-то. Я знаю людей, которые играли в комедии через два дня после смерти родных. Единственной причиной неявки актера на спектакль может быть только смерть. Играем с температурой под сорок, со «скорой помощью» у служебного входа, но зрителю об этом знать не нужно. Ему должно быть интересно.
О судьбоносном выборе
– Я начинал со школьных вечеров, читал стихи, играл в сценках, – рассказывает Андрей Викторович. – Когда мне было четырнадцать лет, в нашу школу пришла пионервожатая, она, к сожалению, по семейным обстоятельствам ушла с третьего курса Щукинского училища. Не реализовав свою мечту об актерской профессии, она начала всю нерастраченную энергию вкладывать в нас. Как-то она сказала, что это может быть смыслом жизни. У меня получилось так, что постепенно увлечение сценой перешло в желание сделать ее своей профессией. Хотя бабушка видела меня врачом-хирургом, долго не принимала мой выбор, но через некоторое время поняла, что это не просто блажь, это стало моим мировоззрением, моей профессией. С древнегреческого профессия переводится «Смотрите, как я умею». Если человек может так о себе сказать, он может называться профессионалом. Вообще научить актерской профессии нельзя, но научиться можно. Актерами, как и солдатами, не рождаются, ими становятся, если хотят. Но как только актер скажет: «Я умею все», он закончится как актер.
О профессиональной «кухне»
– Работа над ролью начинается с той секунды, когда ты увидел свою фамилию напротив имени персонажа – это работа бесконечная, беспрерывная. Выучить текст – самое легкое в ней. Он запоминается «ногами», у нас есть такое понятие – «присвоить» текст. Дальше думаешь над тем, кто этот человек, которого нужно сыграть, как он мыслит, чем он живет. Этим самым ты себя немножко дистанцируешь, начинаешь в себе придумывать другого человека. Чтобы стать им, недостаточно приклеить бородавку или горб. Надо узнать, нафантазировать, придумать, как мыслит этот человек, как поступил бы в той или иной ситуации, чем он отличается от тебя. И постепенно, оставаясь самим собой, ты начинаешь понимать, какого другого человека ты играешь.
Есть в этой профессии свои табу:
– Вот чего никогда нельзя делать – это отождествлять себя со своим персонажем, – предостерегает Андрей Бердников. – Однажды я поймал себя на том, что начал в жизни вести себя так, как мой персонаж из пьесы Слаповского «Уезжаю». Там человек принял решение уехать от всех, и когда он почувствовал в себе это состояние, он стал жечь все мосты, расставался с любимыми, друзьями, высказывал им все в лицо… Если б я по-настоящему прожил жизнь всех своих 130 персонажей, я б давно уже в психушке был. Надо осознавать, что театр – это игра. Это дает возможность оставаться художником, видеть человека со стороны.
О Магнитогорске
– В Магнитке я девять лет. 1 февраля 2006 года приехал сюда из Самары, и город стал для меня родным. Меня пригласил Сергей Пускепалис, когда был главным режиссером драмтеатра, мы с ним друзья. Мне нравится город, нравятся люди. Мне нравится этот магнитогорский театр – это мой родной театр, я буду с ним болеть, буду с ним радоваться, буду ему помогать, получать удовольствие, выходя на сцену.
В Магнитогорске у меня появилось много друзей. Сотрудничаю с детской библиотекой имени Кондратковской, с литературно-музыкальной композицией «Я думал, сердце позабыло» о взаимоотношениях Пушкина и Натальи Гончаровой объездили много школ города, были в Белорецке, в Челябинске на конкурсе заняли с этой работой первое место. Тесную связь поддерживаю с МГТУ, со студенческим профкомом – там я давал мастер-классы по сценической речи, и сейчас в вузе, возможно, родится второй по счету студенческий театр. Будем ставить молодежные пьесы, чтобы это было интересно участникам спектакля и их ровесникам, которые придут в зрительный зал.
Режиссер, музыкант, рыбак и… кулинар
– В качестве режиссера в оперном театре я ставил два спектакля, в драматическом на театральной лаборатории два года назад тоже режиссером выступил, мы делали три женских монолога по Лидии Раевской, – рассказывает Андрей Бердников о других сторонах своей богатой творческой натуры. – Обожаю балет, музыку. Когда-то музыкальную школу окончил, разрываясь между нею, хоккеем и боксом. Играю на рояле, гитаре, баяне, аккордеоне, балалайке, бывает, играю на инструментах на сцене.
Есть, конечно, увлечения – книги, компьютер. Люблю готовить. Говорят, очень вкусно получается, особенно первые блюда – борщ, солянка, гороховый суп с копченостями, когда-то научился готовить сазана по-астрахански. Летом люблю на рыбалку ходить, в отпуск в Самару уезжаю, там у меня живет одноклассник, у него за Волгой дом, где я отдыхаю.
Exit mobile version